Исследование проблемы и создание проекта может быть организовано как коллективная работа всего класса.
Например, на вводном занятии по изучению романа И. С. Тургенева «Oтцы и дети» коллективно моделируем проблему «Взаимоотношения героев в романе»:
П. Кирсанов - идеологические расхождения
Н. Кирсанов
Базаров Аркадий - не единомышленник
Одинцова - неразделённая любовь
Фенечка - «зов плоти»
Кyкушина и Ситников - извращение смысла
теории Базарова
Родители - люди другого поколения
Народ - нет взаимопонимания
Эта модель - результат коллективной мыслительной деятельности учащихся и учителя (преподаватель ввёл в модель линию «Базаров и Народ»). КМД позволила придти к выводу через анализ и синтез.
При «прочтении» модели становится ясно, что ученики составили план работы над произведением, определили логическую последовательность занятий, не только обнаружили главного героя, но и «наметили» главные проблемы романа.
На заключительном этапе работы над романом проводим урок проектного исследования обобщающего характера «Современные проблемы на страницах романа «Отцы и дети». Рефлексируя, ребята создают проекты, которые показывают личностное восприятие проблематики произведения.
На заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ребятам было предложено самим выбрать вид работы: урок аналитического исследования или урок проектного исследования. При этом ученикам было предложено самим сформулировать проблему и оформить её решение.
Ребята разделились на 5творческих групп; 4 группы работали над проектами: «Настоящее преступление Раскольникова», «Будущее в романе «Преступление и наказание», «Почему становятся преступниками?», «Суть теории Раскольникова». Только одна 5-ая группа учащихся проводила аналитическое исследование «Раскольников и Базаров».
На мой взгляд, уроки проектного исследования продуктивны, интересны учащимся, сближают литературу с реальной жизнью.
Уроки проектного исследования целесообразно проводить не только на автономном этапе И.Д.У., но и на практическом.
Так, в 8-м классе заключительное занятие по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» провожу как урок проектного исследования.
Ребята не только с большим интересом работают над проектами, проводят их представление и защиту, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.
Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. На вопрос анкеты «Чему научила работа на уроке проектного исследования?» ученики отвечали:
- «Я научился защищать проекты» (Дулат А.);
- «Эта работа научила выбирать из целой поэмы главные вопросы,
прочувствовать их» (Снежана С.);
- «Она научила меня внимательно читать произведение (Артём Р.);
- «Работа заставила задуматься над главной проблемой и о том, как изобразить её в виде схемы» (Вадим А.);
- «Работа научила абстрагироваться от конкретного содержания поэмы, выделять основные проблемы, понимать идею произведения» (Лиля Ф.);
- «Работа научила меня выражать свои мысли, обдумывать каждый фрагмент произведения» (Рустам З.);
- «Эта работа заставила меня более глубоко задуматься над смыслом поэмы; научила находить не выявившиеся при первом чтении проблемы)) (Аня Б.);
- «Эта работа научила меня больше фантазировать, думать, находить несколько путей решения одной проблемы» (Вера Ш.);
- «Размышлять, грамотно выразить свою мысль» (Жусулан Ж.);
- «Эта работа научила меня выражать свои мысли в виде схем (рисунков), находить главную проблему поэмы» (Ксюша К.).
Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.