Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Работая в группах, семиклассники формулируют проблемы предстоящего урока в виде вопросов:
- Что такое природа?
- Как понять язык природы?
- Как смоделировать отношения человека и природы?
На этом же уроке (проводится как урок-открытие), двигаясь к решению поставленных проблем, ребята исследуют предложенные для анализа фрагменты текста романа Д. Дефо о приключениях Робинзона Крузо и записывают ответ на вопрос «Как Дефо изображает мир естественной природы?» в виде резюме.
Резюме:
«В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» нарисован естественный пейзаж, который воспринимается человеком как искусственный; у героя произведения утилитарное отношение к природе».
Таким образом, в предложенной ситуации исследование становится естественной, логически оправданной посылкой для решения проблем урока, поставленных на этапе целеполагания.
Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.
Например, при изучении творчества С. А. Есенина, разрабатывая урок «Судьба поэта. Глубокое чувство родной природы», на завершающем этапе урока планирую мини-исследование. Предлагаю два варианта.
1-й вариант:
Составить палитру есенинской цветописи стихотворений:
«Гой ты, Русь моя родная .», «Не бродить, не мять в кустах багряных .»,
«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха .», «Разбуди меня завтра рано .», «Пантократор» (гл. 4), «О красном вечере задумалась дорога .»,
«Осень», «Вот оно, глупое счастье .», «Закружилась листва золотая»,
«По-осеннему кычет сова .», «3аметался пожар голубой .», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом », «Я последний поэт деревни . ».
Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.
2-й вариант:
Исследовать, какую роль в стихах Есенина игpает образ дерева.
Рассмотреть 4-5 стихотворений:
«3елёная причёска .», «Я покинул родимый дом .», «Хорошо под осеннюю свежесть .», «По-осеннему кычет сова .», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый .», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню .»), «Этой грусти теперь не рассыпать .», «Певущий зов».
Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.
Исследовательская деятельность учащихся может быть организована как урок- исследование.
Уроки-исследования, в зависимости от целей, поставленных учителем при изучении темы, могут быть различных видов.
В своей работе по организации И.Д.У. я классифицирую их следующим образом:
- урок теоретического исследования;
- урок практического исследования;
- урок творческого исследования;
- урок проектного исследования.
Урок теоретического исследования предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы.
Аналитическое исследование на уроке проходит такие этапы:
1.Формулирование проблемы (задачи исследования).
2.Отбор научной информации для решения исследуемой проблемы.
3.Решение проблемы:
- выдвижение гипотезы;
- составление плана работы;
- письменный отчёт о выполнении плана;
- выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
4.Результаты исследования.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.