В старшем звене обучения организация И.Д. проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция И.Д.- управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью, следовательно, происходит продвижение на автономный этап И.Д.У.
Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в ll-м классе. Ученики САМИ
- выбирают и формулируют тему;
- определяют зоны исследования;
- проводят целеполагание;
- планируют и реализуют методы исследования;
- описывают ход работы;
- делают выводы;
- вырабатывают рекомендации.
При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.
Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы.
Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения литературного произведения, определённой темы. Например, при работе над романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», готовясь к уроку «Любовь в жизни героев романа», даю опережающее задание: текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни
- Базарова;
- Павла Петровича;
- Николая Петровича;
- Аркадия;
- Одинцовой».
Результаты исследований, которые проводятся группами учащихся, реализуются в ходе урока.
Заканчивая изучение романа, провожу с ребятами обобщающее занятие «Базаров - лицо трагическое». К уроку даю опережающее задание (по группам): текстуально исследовать следующие проблемы:
- «Дружба в жизни Базарова»;
- «Отношение Базарова к родителям».
Группе сильных учащихся предлагается изучить статьи Писарева, Антоновича о романе «Отцы и дети» и, пользуясь методом стилистического эксперимента, определить авторское решение названных проблем.
Как видим, подобные исследовательские задания не только становятся определённой программой работы над темой на уроке, но и позволяют осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать работу над разноуровневыми заданиями в группах.
Примером применения исследования как опережающего задания перед изучением всего блока тем по творчеству писателя может быть следующее: изучить биографию Н.Г. Чернышевского и решить проблему, поставленную темой урока: «Н.Г. Чернышевский. Жизнь - подвиг (Что нужно поставить в конце предложения; точку, восклицательный или вопросительный знак?)».
При подготовке к ответу на уроке ученикам рекомендовано рассказать о ходе своего исследования, используя схему описания эксперимента («Если…., то ., так как » Расшифровывается эта схема следующим образом: «Если (предполагаемая деятельность) я буду делать то ., то…, то как конечный результат, получу то… то ., так как . (объясняется, почему это получилось)».
Очевидно, что при такой форме организации исследования в виде мини- эксперимента, помимо всего прочего, школьники приобретают навыки проведения научной работы. А это, в свою очередь, позволит ученикам успешнее включиться в вузовскую систему обучения.
Исследование может стать не только домашним заданием, но и непосредственно фрагментом урочной работы, причём на разных этапах урока.
Так, организуя целеполагание на уроке литературы в 7-м классе «Человек и мир естественной природы» (при разработке темы «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы»), даётся задание: исследовав строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», откройте в них проблему, которую нам предстоит решать на уроке:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.