Поурочное планирование учебного предмета «Общая биология» 10 и 11 класса для базового уровня обучения биологии
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология. 10 кл. Общая биология. 11 кл. (Вентана-Граф, 2002-2005).
Поурочный план учебного предмета «Общая биология» 10 класса для базового уровня обучения биологии
Для уроков, содержание которых в наших учебниках в соответствии с новыми требованиями изложено кратко или отсутствует, даем ссылку на литературу, которой могут воспользоваться ученики.
Среди предлагаемых книги: «Общая биология», под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. М., Просвещение, 1996 или другие годы издания; «Общая биология», под ред. Ю.И. Полянского, М., Просвещение, 1992 или другие годы издания; «Общая биология», под ред. А.О. Рувинского, М., Просвещение, 1993 или другие годы издания. Используемая учебная литература в поурочных планах обозначена номером параграфа из наших учебников 10 и 11 классов, а включение материалов из дополнительных источников обозначено символами: «Бел» – учебник под ред. Беляева; «Пол» – Полянского; «Рув» – Рувинского, с указанием номера параграфа из этих книг.
Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений.
Урок 1. Что изучает общая биология и как построен курс. ( § 1)
Урок 2. Основные свойства жизни. ( § 2 )
Урок 3. Уровни организации живой материи. ( § 4 )
Урок 4. Методы познания живой природы. ( § 6 )
Урок 5. Почему нужны знания биологии. ( § 8 или § 5 )
Урок 6. Живой мир в культуре. ( § 9 )
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни.
Урок 7. Учение В.И. Вернадского о биосфере. ( § 10 )
Урок 8. Гипотезы происхождения жизни. ( § 12 )
Урок 9. Биологическая эволюция в развитии биосферы.( § 14 )
Урок 10. Биосфера как глобальная экосистема. ( § 16 )
Урок 11. Человек как житель биосферы.( § 18 )
Урок 12. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. (§ 20)
Урок 13. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. («Рув»,
§ 85, с.398-399 и § 87, с.408-409)
Урок 14. Обобщающий урок по темам 1 и 2.
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни на Земле
Урок 15. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.( § 22 )
Урок 16. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. ( § 23 )
Урок 17. Строение и свойства биогеоценоза. ( § 24 )
Урок 18. Типы связей и зависимостей в экосистеме. ( § 25 )
Урок 19. Механизмы устойчивости экосистем. ( § 27 )
Урок 20. Зарождение и смена экосистем. ( § 28 )
Урок 21. Сохранение разнообразия экосистем. ( § 32 )
Урок 22. Экологические законы природопользования. ( § 34 )
Урок 23. Лабораторная работа: 1.Выявление антропогенных изменений в экосистемах; 2. Составление цепей питания – схем передачи веществ и энергии; 3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни.
Урок 24. Вид, его характеристика и структура. ( § 36 )
Урок 25. Популяция как форма существования вида. ( § 37 )
Урок 26. Популяция как основная единица эволюции. ( § 39 )
Урок 27. Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле. ( § 40 )
Урок 28. Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция. ( § 43 )
Урок 29. Особенности популяционно-видового уровня жизни. ( § 44 )
Урок 30. Развитие эволюционных идей в биологии от К. Линнея до Ч. Дарвина. («Пол», § 1, с.11-13; «Бел», § 39,с. 143).
Урок 31. Основные закономерности эволюции. ( § 45 )
Урок 32. Лабораторная работа: 1. Описание особей вида по морфологическому критерию; 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания; 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Урок 33. Охрана редких и исчезающих видов. ( § 54)
Урок 34. Заключение по курсу общей биологии 10 класса.
Поурочный план курса «Общая биология» 11 класса для базового уровня обучения биологии.
Тема 5. Организменный уровень организации жизни.
Урок 1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.(§ 1) Урок 2. Организм как биосистема. ( § 2 )
Урок 3. Жизненные процессы организма от рождения до смерти – онтогенез. (§ 6 )
Урок 4. Размножение организмов: половое и бесполое. ( § 8 )
Урок 5. Оплодотворение и его значение. Типы оплодотворения. («Бел», § 20; «Рув», § 23 )
Урок 6. Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена. (§ 9)
Урок 7. Изменчивость признаков организма и ее типы. ( § 10 )
Урок 8. Основные генетические закономерности. ( § 11 )
Урок 9. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. ( § 13 )
Урок 10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.(§ 14)
Урок 11. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. («Пол», § 64; «Бел», § 35 и § 36 )
Урок 12. Этические аспекты применения генных технологий. ( § 15 )
Урок 13. Мутагены, их влияние на организм человека. ( § 16 )
Урок 14. Основные факторы, формирующие здоровье человека. ( § 17 и § 18) Урок 15. Роль жизнедеятельности и творчества человека в обществе. (§ 19)
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.