В
школьной
практике соотношения между знаниями,
умениями и навыками рассматриваются прямолинейно: на первое место ставится усвоение математических
знаний, а затем формирование умений и навыков. Однако такой подход не всегда правомерен. В одних случаях знания
выступают необходимым
условием выполнения действия, в других — знания могут являться результатом выполнения учащимися того или иного действия. Также существуют различные точки зрения на соотношение между умениями и навыками.
Различные трактовки соотношений умений и
навыков обусловлены целями и содержанием обучения математике. Поэтому, формируя вычислительную деятельность учащихся, требуется заранее четко определить, что формируется — вычислительное умение или вычислительный навык, выяснить, в
состав каких вычислительных умений входит тот или иной вычислительный навык, какое вычислительное умение должно сопровождать проявление конкретно взятого вычислительного навыка и т.д. Такой подход позволяет рассматривать формирование вычислительных умений и навыков в динамике, взаимных переходах. Таким образом, вычислительные знания, умения
и навыки находятся в
сложных
взаимоотношениях,
и процесс их
формирования
— это единый процесс, требующий активной мыслительной
деятельности. Овладение
вычислительными
кавыками арифметических
действий через активное использование приемов умственных
действий
есть суть вычислительной культуры.
Во II классе параллельно с разъяснением предметного смысла умножения начинается работа по формированию вычислительных навыков умножения и деления. Тема «Умножение и деление» вызывает затруднение у учителей и учеников. [4,с 78]
Проблема изучения умножения и деления в школе не является новой. Она активно обсуждалась еще на Всероссийских съездах учителей математики, состоявшихся в 1911–1912 и 1913–1914 гг. Эти съезды имели чрезвычайно важное значение для развития методики преподавания математики. Однако проблема изучения умножения и деления в школе до сих пор окончательно не решены.[4, 1998]
На первой ступени обучения математике изучаются четыре основных математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Изучение таблицы умножения и соответствующих случаев деления – центральная тема курса математики во II классе. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путём. Эти вопросы были достаточно хорошо освещены Г.Г. Микулиной (Раскрытие смысла умнож. и делен.), А.Д. Никулиной, Л.П. Савиной, П.М. Эрдниевым (Обуч. матем. в начальных классах) и др. [4, с 37- 38]
Все вышеизложенное повлияло на выбор темы курсовой работы.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников табличному умножению двух и трех, на два и три, делению на два и три.
Предмет исследования - использование учебников математики в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению на два и три.
Цель: раскрыть методические основы применения учебников математики при изучении табличного умножения и деления на два и три.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме;
- проанализировать содержание учебных программ по математике
- сравнить учебники по математике Л.Г. Петерсон и М.И. Моро
- провести логико-структурный анализ учебника Л.Г. Петерсон
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами курсовой работы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ учебников и учебных программ.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.