Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3.
Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнения, способствующие прочному запоминанию этих таблиц. Вместе с тем на основе изученных знаний об умножении и делении рассматриваются различные приемы нахождения табличных результатов, которыми учащиеся могут воспользоваться в случае забывания какого-то результата.[14]
При рассмотрении этой темы можно выделить две подтемы: таблицы умножения и деления с числом 2 (умножение числа 2, умножение на 2, деление на 2). Затем в таком же порядке изучаются таблицы с числом 3. На каждом из этих этапов включается достаточное число уроков на закрепление изученного.
На изучение и закрепление данной темы отводится 13 уроков
Таблица умножения с числом 2 (всего 8 случаев) рассматривается на двух уроках (с. 68—69). В них входят задания на вычисления, сравнение, решение задач, нахождение неизвестного числа, составление равенств и неравенств.
Примеры заданий:
1. 2 * 4 + 2 2 * 3 + 2 2 * 2 + 2
2 * 4 – 2 2 * 3 – 2 2 * 2 - 2
2. 2 * 4 – 2 ☼ 2 * 3 2 * 3 ☼ 3 * 2
4 * 2 ☼ 2 * 5 – 2 5 * 2 ☼ 2 * 5
3. В одном пакете 2 кг муки. Что узнаешь, вычислив: 2 * 3? 2 * 5? 10 : 2?
4. Закончи записи.
2 * 6 + 2 = 2 * 2 * 8 + 2 = 2 * 5
2 * 7 + 2 = 2 * 2 * 9 + 2 = 2 *
2 * 10 – 2 = 2 * 2 * - 2 = 2 * 4
5. Составь все какие сможешь, равенства и неравенства, используя выражения :
6 * 2 9 * 2 2 * 8 + 2 7 * 2 - 2
Эти задания используются для первичного закрепления материала. Также на следующих уроках закрепления материала особое внимание уделяют разным способам вычисления табличных результатов в случае их забывания. Это не только замена умножения сложением, но и использование других случаев из таблицы, которые хорошо известны (с. 70). Чтобы дети смогли воспользоваться различными приемами вычислений на данном уроке и в дальнейшем, надо включить упражнения на применение таких приемов. Например, задание № 1, с 70:
Каждое равенство из таблиц умножения надо знать на память, называя ответ сразу.
Если не помнишь – вычисляй быстро, используя разные приемы.
Рассмотри и объясни, как разными способами можно вычислить, например, 2 * 4.
2 * 4 = 2 + 2 + 2 + 2. Так считать долго.
Можно так:
2 * 4 = 4 * 2
или так: 2 * 4 = 2 * 3 + 2
или так: 2 * 4 = 2 * 5 - 2
Далее отводится несколько уроков на закрепление всех рассмотренных таблиц с числом 2 (с. 72—75). В учебнике даны разнообразные упражнения: решение примеров в одно и несколько действий, решение задач, нахождение значений буквенных выражений, сравнение выражений и др.
Методика работы над таблицами умножения и деления с числом 3 (с. 76—85) аналогична выше рассмотренной. Однако, учитывая накопленный детьми опыт, следует предоставлять им больше самостоятельности. Несмотря на то, что основное внимание уделяется на этих уроках новым таблицам, необходимо систематически включать табличные случаи с числом 2. На изучение и закрепление данной темы по учебнику математики Л.Г. Петерсон отводится 5 уроков.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.