Чтение Алима В. характеризуется следующими параметрами: способ чтения- слоговой и целыми словами, темп чтения- 27 сл/мин., ошибки при чтении- пропуски, искажения, замены букв, перестановки слогов, неполное понимание смысла прочитанного текста.
Акустическая и фонематическая дислексии, обусловленные недостаточной дифференцированностью слухового восприятия, недостаточным развитием звукового анализа, недоразвитием функции фонематического восприятия. Семантическая дислексия, облусловленная недоразвитием звукослогового синтеза.
Анализ результатов обследования Алёши Т., 8 лет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
ММД, псевдогипертрофическая миопатия Дюшена, ЗПР.
Ученик 2 класса за выполнение методики получил 439,5 балла, что соответствует 75,9% успешности, т.е. III уровню. Для речевого профиля Алеши Т. характерна относительная стабильность развития речевых функций и умений. Высокие уровни имеют параметры 1 и 10 (звукопроизношение и импрессивная речь). Наиболее низкий процент успешности имеют параметры 4,6,9 (оральный праксис и артикуляционная моторика, словообразование, пересказ). Средний уровень характерен для звуко- слоговой структуры слова, цепочек слогов, грамматического строя, рассказа по серии картинок, чтения. В целом можно сказать о IV уровне речевого развития.
Чтение Алёши Т. характеризуется следующим: способ чтения- целыми словами, темп чтения- 31 сл/мин., ошибки при чтении- пропуски букв, слогов, неполное понимание смысла прочитанного.
Фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематического анализа и фонематического восприятия.
Анализ результатов обследования Ширина А., 8 лет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 14)
Последствия перинатального поражения ЦНС, гидроцефальный синдром, смешанный парез нижних конечностей, амблиопия слабой степени, стёртая форма дизартрии.
Ученик 2 класса за выполнение методики получил 345 баллов, что соответствует 59% успешности, т.е. II уровню. Результаты обследования показывают системное отставание параметров 6,7,8,9,11 (грамматический строй, пересказ, чтение, словообразовательные процессы, рассказ по серии картинок). Это говорит о трудностях смыслового программирования. Можно отметить достаточную сформированность звукопроизношения и фонематического восприятия. Средний уровень сформированности характерен для звуко- слоговой структуры слова и импрессивной речи. Речевое развитие ребёнка характеризуется системным недоразвитием и соответствует III уровню.
Чтение Ширина А. Характеризуется следующими параметрами: способ чтения- слоговой и целыми словами, темп чтения- 29 сл/мин., ошибки при чтении- замена, перестановка букв, слогов, неправильная постановка ударения, неполное понимание смысла прочитанного.
Фонематическая дислексия вследствие недоразвития фонематического анализа; семантическая дислексия, обусловленная недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Данный уровень некоторых обследованных детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Выделяются две группы детей. У первой группы учащихся с ЗПР имеет место недоразвитие речи, обусловленное уровнем интеллектуальной недостаточности; у второй группы, кроме недоразвития речи, дизартрический компонент в структуре речевого дефекта.
Речевые нарушения обследованных нами детей с ЗПР носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При задержках психического развития различного генеза нарушаются все компоненты речи: её фонетико- фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У таких детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи (последняя более сохранна). Также наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.