При всех достоинствах любых форм массового образования есть определенный риск «выравнивания», «стандартизации» выпускников. Зачастую массовое образование не создает специальных условий для возникновения интеллектуальной элиты общества. Вот почему дополнительное образование наиболее оптимально создает новые возможности для проявления индивидуальности учащегося.
В учреждениях дополнительного образования, тесно взаимодействующих с факультетами, кафедрами университета, возможны новые формы коллективного общения, внедрение коммуникативных методов обучения в отличие от традиционного обучения, когда преподаватель является главным действующим лицом образовательного процесса.
Вовлечение в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда, углубленное изучение отдельных учебных предметов, создание условий для построения индивидуальных образовательных программ, обеспечение крепкой взаимосвязи между общим и профессиональным образованием – все это обеспечит белее эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего образования.
Не случайно национальные проекты в области образования, утвержденные Правительством Российской Федерации, направлены, прежде всего, на: государственную поддержку вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы; реализацию программы поддержки лучших учителей; информатизацию образования; создание новых университетских центров межрегионального развития на базе ВУЗов, поддержку талантливой молодежи, продвижение молодежных инициатив.
Работа с учащимися с опережающим развитием, предполагающая содержательное и организационное взаимодействия образовательных учреждений разных типов, не может быть ограничена отдельными и однообразными мероприятиями, позволяющими только выделить этих детей из общего детского коллектива – олимпиадами, конкурсами, фестивалями, смотрами и др. Необходима системная и длительная работа, ориентированная на создание необходимых условий для полноценного развития каждого ребенка.
Первым этапом
такой работы должна стать научно обоснованная и методически обеспеченная система диагностики, включающая не только первичное исследование потенциальных возможностей ребенка, но и мониторинг его развития. Первичная диагностика обеспечивает выявление типа одаренности детей:
1. Учащиеся с ранним подъемом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности.
3. Дети с потенциальными признаками одаренности.
Вторым этапом
работы с детьми с опережающим развитием является выстраивание системы продуктивного взаимодействия с кафедрами, факультетами, научными лабораториями университета. Формами такого взаимодействия могут быть: индивидуальная работа преподавателя с отдельными учащимися; временные творческие коллективы учащихся и студентов, аспирантов; научные кружки, руководимые магистрантами, аспирантами, молодыми учеными; предметно-методические комиссии, кафедры, образованные в специализированных образовательных учреждениях при участии профессорско-преподавательского состава университета.
Третьим этапом
работы с детьми с опережающим развитием является психолого-педагогически обоснованная разработка индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося. Основу этой работы составляет предположение о том, что работа с учащимися с опережающим развитием должна строится в тесном взаимодействии специального учреждения с университетом, обеспечивающим творческое обучение школьников, с преподавателями и студентами университета.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.