К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность [8, 2].
Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленные материалы требуют размещения.
Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат Поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости учебного заведения [4, 144].
22 декабря 2005 года в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» был открыт музей истории учебного заведения. К этому шли целых четыре года. На торжественном открытии музея с уникальными экспонатами – фотографиями, книгами, документами и наградами – присутствовали студенты, преподаватели, ветераны педагогического труда – выпускники Тотемского педагогического училища, работники фондов Тотемского музейного объединения и архива. Право перерезать ленточку предоставили ветерану войны и труда, почётному гражданину г. Тотьмы Б.Д. Попову и студентке педколледжа, победительнице областного конкурса сочинений «Педагогическое мастерство» Юлии Акишевой [6, 2].
Тотемский педагогический колледж является преемником одного из старейших учебных заведений дореволюционной России – Учительской семинарии, которая была открыта по указу императора Александра I в 1872 году. За такую длинную жизнь учебное заведение не однажды меняло свой статус: семинария – педагогические курсы – педагогический техникум – педагогическое училище – педагогический колледж. Историю учебного заведения воссоздать не так-то легко, когда столько лет ушло в небытие. В 1957 году Тотемское педагогическое училище было закрыто «за ненадобностью». И только через сорок лет начато его восстановление буквально из ничего.
Идея создания музея одного из старейших педагогических учебных заведений области оформилась в ноябре 2002 года. В преддверии 130-летнего юбилея со дня открытия Тотемской учительской семинарии был дан старт операции «Поиск» под девизом «Знать, чтобы помнить!» [2, 44]. Каждая студенческая группа получила задание: восстановить списки выпускников педагогического техникума, педучилища разных лет, завязать переписку, провести встречи с целью восстановления той эпохи. Результатом операции «Поиск» стал материал музейного значения (воспоминания, фотографии, газетные и журнальные статьи, документы). 27 октября 2003 года Совет училища принял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. На принятие данного решения повлияли следующие факторы:
· наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
· потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.