Основной принцип проведения контроля знаний — минимизация стресса детей. Атмосфера в классе должна быть спокойной и доброжелательной. Возможные ошибки в самостоятельной работе должны восприниматься не более чем сигнал для их доработки и устранения. Спокойная атмосфера во время контрольных работ определяется той большой подготовительной работой, которая проведена предварительно и которая снимает все поводы для беспокойства. Кроме того, ребенок должен отчетливо ощущать веру учителя в его силы, заинтересованность в его успехах.
Уровень трудности работ достаточно высок, однако опыт показывает, что постепенно дети его принимают и с предложенными вариантами заданий справляются практически все без исключения.
Самостоятельные работы рассчитаны, как правило, на 7—10 мин (иногда до 15). Если ребенок не успевает выполнить задание самостоятельной работы в отведенный срок, он после проверки работ учителем дорабатывает эти задания дома.
Оценка за самостоятельные работы ставится после того, как проведена работа над ошибками. Оценивается не столько то, что ребенок успел сделать во время урока, а то, как в итоге он поработал над материалом. Поэтому хорошим и отличным баллом могут быть оценены даже те самостоятельные работы, которые на уроке написаны не слишком удачно. В самостоятельных работах принципиально важно качество работы над собой и оценивается только успех.
На контрольные работы отводится от 30 до 45 мин. Если кто-то из детей на контрольных работах не укладывается в отведенное время, то на начальных этапах обучения можно выделить для него дополнительно некоторое время, чтобы дать возможность спокойно закончить работу. Такое “дописывание” работы исключено при проведении самостоятельных работ. Зато в контрольных работах не предусмотрена последующая “доработка” — оценивается результат. Оценка за контрольную работу исправляется, как правило, в следующей контрольной работе.
При выставлении оценки можно ориентироваться на следующую шкалу (задания со звездочкой не входят в обязательную часть и оцениваются дополнительной оценкой):
“3” — если сделано не менее 50% объема работы;
“4” — если сделано не менее 75% объема работы;
“5” — если работа содержит не более 2 недочетов.
Шкала эта весьма условна, так как при выставлении оценки учитель должен учитывать множество разнообразных факторов, включая и уровень подготовленности детей, и их психическое, и физическое, и эмоциональное состояние. В конце концов, оценка должна быть в руках учителя не домокловым мечом, а инструментом, помогающим ребенку научиться работать над собой, преодолевать трудности, поверить в свои силы. Поэтому, прежде всего, следует руководствоваться здравым смыслом и традициями: “5” — это отличная работа, “4” — хорошая, “3” — удовлетворительная. Следует отметить также, что в 1 классе оценки выставляются только за работы, написанные на “хорошо” и “отлично”. Остальным можно сказать: “Нам надо подтянуться, у нас тоже все получится!”
Работы в большинстве случаев проводятся на печатной основе. Но в некоторых случаях они предлагаются на карточках или даже могут быть записаны на доске, чтобы приучить детей к разной форме подачи материала. Учитель без труда определит, в какой форме проводится работа по тому, оставлено место для вписывания ответов, или нет.
Самостоятельные работы предлагаются примерно 1-2 раза в неделю, а контрольные работы — 2-3 раза в четверть. В конце года дети сначала пишут переводную работу, определяющую способность к продолжению обучения в следующем классе в соответствии с государственным стандартом знаний, а затем — итоговую контрольную работу.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.