Приложение № 6
Рекомендации педагогу по организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Организуя процесс подачи учебного материала, опирайтесь на ведущие анализаторы детей при воспроизведении информации (визуальный, кинестетический, аудиальный).
При выполнении предметно-практической деятельности ограничивайте количество признаков, подлежащих выделению; точно определяйте доступность задания для выполнения.
При восприятии образца организуйте его поэтапное рассматривание, выделяя основные признаки, качества, функции.
Постепенно расширяйте количество и сложность объектов познания; постепенно уменьшайте долю своего участия в руководстве учеником, предоставляя ему самостоятельность.
Особую роль уделяйте словесной регуляции действий, проводимых ребенком с поделками.
Стимулируйте постоянное наглядное сравнение поделки с образцом, чтобы выработать у обучающихся умения критически анализировать результаты собственной деятельности.
Организуйте процесс развития мыслительных операций поэтапно: сначала в условиях предметно-практической деятельности, затем на конкретно-чувственной основе и в абстрактной форме.
Давайте учащимся полноценные образцы, на основе которых они могут осуществлять умственные операции (алгоритмы для наблюдения, сравнения, описания, проб и контроля).
При ответе старайтесь побуждать ребенка к разнообразным формулировкам ответа; вариантам его преподнесения (письменно, устно, через драматизацию, практические действия, с опорой на мимику и пантомимику).
Связывайте умственную деятельность учащихся с реальной общественной и жизненной практикой.
Помните, что учебный материал должен органично быть связан с внеклассными мероприятиями, на которых происходит закрепление полученных ранее знаний.
Обучая ребенка с особыми образовательными потребностями помните, что переход на новый уровень познания совершается постепенно, и каждый новый этап включает в себя повторение элементов предыдущего.
Перечень игр, рекомендуемых к использованию учителем в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тотальным недоразвитием психических функций.
Цель:
Снятие эмоционального напряжения, формирование положительного эмоционального отношения к собственным практическим действиям, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.
1.Игра «Имена».
Цель: Развитие слуховой памяти.
Все участники занятия сидят в кругу и по очереди представляются друг другу.
2.Игра «Улыбка».
Цель: Развитие умения выражать чувство радости.
Каждый участник занятия приветствует своего соседа справа (слева) улыбкой.
3.Игра «Веселые ладошки».
Цель: Развитие чувства ритма.
Ведущий предлагает по очереди всем отстучать ритм, который он задает.
4.Игра «Чей домик?»
Цель: Развитие аналитико-синтетических функций.
Ведущий предлагает всем выбрать по одной карточке, где изображен какой-либо зверь, глядя на большую картинку определить то место, где он живет.
5.Игра «Найди окошко для фигуры».
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Ведущий показывает ребятам силуэт геометрической фигуры и предлагает найти нужное окошко- домик для нее.
6.Игра «Найди пару».
Цель: Развитие внимания.
Педагог называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары.
7.Игра «Угадай, что нарисовано».
Цель: Развитие аналитико-синтетических функций.
Ведущий показывает ребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы изображены в этих силуэтах.
8.Игра «Найди, где спрятано».
Цель: Развитие зрительного внимания.
Педагог прячет в комнате какой-либо предмет, а ребята в это время сидят с закрытыми глазами. Затем по условному сигналу все начинают искать этот предмет.
9. Игра «Запомни и найди».
Цель: Развитие зрительно-опосредованного запоминания.
Ведущий показывает ребятам ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их в кабинете. По условному сигналу все участники занятия начинают искать эти предметы в комнате.
10.Игра «Минутка».
Цель: Развитие восприятия чувства времени.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.