3 этап – обработка и анализ полученных результатов:
первичная обработка бланков;
составление сводной таблицы по результатам исследования;
анализ полученных результатов.
4 этап - разработка рекомендаций педагогу по стимуляции мыслительных операций и коррекционному воздействию на них; воспитателю и педагогу по развитию конструктивного взаимодействия с обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей.
Форма проведения – в большей степени групповая.
Исследовалась степень владения мыслительными операциями: сравнение, обобщение, выделение существенного, установление логических связей между предметами, понятиями. За основу тестовых заданий был взят материал Л.Ф.Тихомировой по исследованию интеллектуальных способностей у младших школьников с учетом того, что данный материал разрабатывался для проведения диагностического обследования здоровых детей.
По итогам диагностирования было выявлено, что общий уровень развития мышления 3 учащихся ниже среднего, при этом показатели классификации, сравнения и обобщения у них выше, чем показатели существенного и аналогий. 7 человек имеют низкий уровень развития мышления, при этом показатель развития аналогии у 5 человек соответствует нулевому значению. При выполнении заданий на обобщение и сравнение предметов и понятий вся группа испытывала затруднения в выделении существенных признаков, перечисляя лишь второстепенные, но ярко выраженные (Приложение №1).
Таким образом, мною было выяснено, что все учащиеся испытывают трудности при установлении иерархии понятий, вычленении более широких и более узких понятий, нахождении связей между родовыми и видовыми понятиями.
У учащихся с нормальным состоянием интеллекта к 9-10 годам происходит переход к стадии логических операций, которая связана с развитием способностей к обобщению и абстрагированию, чего не наблюдается у ребят 2-го «В» класса.
Исследование эмоционально-личностных особенностей детей проводилось фронтально по методике: тест «Эмоциональное отношение к школе» (Приложение №2).
В результате исследования выяснилось, что положительное эмоциональное отношение к школе испытывают 6 человек, но явно это выражено у 3 участников исследования; негативное эмоциональное отношение к школе испытывают 4 человека, из них сильно выражено у 1. Обоснование выбора на этом этапе не требовалось, так как на подготовительном этапе уже были проведены некоторые наблюдения и выдвинуты гипотезы относительно некоторых обучающихся. Данные гипотезы были проверены в условиях индивидуальной диагностической работы, которые подтвердили, что эмоциональное отношение к школе у обучающихся напрямую связано с теми эмоциями, которые они испытывают как во время учебного процесса, так и во внеурочное время при взаимодействии с педагогами, сверстниками и обучающимися других классов /образовательное учреждение интернатного типа/.
Изучение особенностей моторики (как мелкой, так и общей) детей с диагнозом умственная отсталость проводилось с опорой на серию тестов Н.И. Озерецкого в индивидуальной форме (Приложение №3).
По результатам прохождения тестовых заданий я обратила внимание на то, что некоторые движения дети выполняют со второй, третьей попытки, так как им требуется продолжительное время для уяснения задания, сосредоточенности на его выполнении. Кроме того, были выявлены признаки двигательного беспокойства у 3 человек, что также влияет на особенности взаимодействия данных обучающихся с педагогами; ребята с трудом пытались сконцентрироваться на выполнении задания, часто расстраивались, если у них не получалось выполнить задание, иногда отказывались от его выполнения.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.