Когда возникает критическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моей практике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость таким умением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, с учетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной) школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педагогов «опускались руки» в процессе обучения и воспитания детей с тотальным недоразвитием психических функций. Так при оказании консультативной психологической помощи педагогу 2 «В» класса мною была проведена определенная работа, о содержательной стороне которой и ее результатах будет рассказано далее. Началось все с прихода ко мне педагога, который рассказал, что «в классе достаточно сложно работать на уроке, не успеваем решить и половины, на следующий урок снова все с нуля, да и воспитательской работы не видно». Проводя консультации с педагогом по осознанию его отношения к обучающимся в классе, оценки его ожиданий в отношении возможностей ребят мною параллельно проводилось исследование во 2 «В» классе, где обучалось 10 детей в возрасте от 9-11лет: 3 девочки и 7 мальчиков.
Диагностирование индивидуальных особенностей мышления детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость проводилось мною поэтапно:
1 этап – подготовительный:
заочное знакомство с группой учащихся в форме бесед с классным руководителем, воспитателем;
изучение документации (протоколы Областной ПМПК, дневники наблюдений, которые ведут учитель и воспитатель данного класса, сведения о семьях обучающихся);
общая характеристика класса по собственным наблюдениям за познавательной активностью и поведением обучающихся на уроках и воспитательских занятиях (посещение 4 уроков (математика, чтение, ручной труд, физическая культура) и 2 воспитательских занятий во второй половине дня);
форма проведения диагностирования (фронтальная и индивидуальная);
разработка единого раздаточного бланка для фронтальной диагностики;
формулирование инструкций с учетом особенностей восприятия обучающихся.
2 этап – проведение исследования:
1-е условие – Установление контакта с группой с учетом следующих составляющих:
перцептивной стороны /внешний вид: одежда в спокойных тонах; малое количество украшений, которые отвлекают внимание обучающихся; улыбка при встречи с детьми и т.п./;
коммуникативной составляющей / доступность предлагаемой информации; доброжелательный тон, спокойный тембр голоса; письменная и устная инструкция, которая дается по частям; создание атмосферы доверия через оказание вербальной поддержки; построение диалога в форме ответов на вопросы и т.п./;
интерактивной стороны взаимодействия.
2-е условие - Проведение в отсутствии классного руководителя.
3-е условие - Замотивированность на взаимодействие с опорой на интерес, вызывание у детей эмоции удивления через введение сказочного персонажа, как гостя с различными заданиями, выполнив которые мы поможем ему вернуться в сказку.
4-е условие - Указание на способы заполнения бланка /устные инструкции сопровождающиеся наглядным показом/.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.