• устанавливать иерархию отдельных положений текста (глав ное -второстепенное);
• соотносить отдельные части текста друг с другом (факты, от носящиеся к одной теме/проблеме);
• определять вывод(ы) автора текста;
• определять коммуникативную интенцию автора:
1) сообщать - констатировать - утверждать;
2) описывать — оценивать - изображать — реферировать;
3) объяснять - сравнивать - резюмировать - обобщать - де лать выводы;
4) обосновывать — доказывать - опровергать;
5) комментировать - аргументировать.
Интегративный уровень понимания
обеспечивается умениями умозаключающего характера:
• определять характер реализации авторского замысла;
• определять объем предметного содержания текста:
1) основные суждения;
2) смысловой пробел (отсутствие информации);
• добавлять информацию к содержащейся в тексте (дополнение к компрессированному тексту);
• выбирать смысловое решение для умозаключения.
Тестовые задания соответствуют обозначенным в таблице уровням понимания текста. В Типовом тесте по чтению могут проверяться не все названные выше умения, а только те, которые можно проверить на отобранных для этой цели текстах.
Таким образом, интерпретируемые выше методические факты и речевые события позволяют нам говорить о возможности создания конструктивистского основания модели теста. Теоретически осмысленная деятельность по созданию типовых тестов возможна только при условии, если их разработчики располагают широким спектром исходных данных, на основании которых создается модель теста.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.