• выявление вида связи между предложениями-суждениями, а со ответственно, вида умозаключения;
• восполнение недостающих посылок по сокращенному варианту дедуктивного умозаключения и др.
Обработка и оценка результатов тестирования. В
этот раздел теста (методические инструкции) следует внести некоторые дополнения, которые связаны с таким важным показателем техники чтения, как диапазон гибкости
(ДГ). Для тестора следует предложить две рейтерские таблицы: в первой из них оценивается ДГ у тестируемого, а во второй оцениваются по балльной системе выполненные тестовые задания. Приводим образец первой таблицы.
К выделению уровней понимания текста целесообразно подходить с точки зрения горизонтального и вертикального направления в логико-семантической структуре текста. Чем большее количество блоков по горизонтальному направлению выделено и понято тестируемым, тем выше фактологический уровень понимания. В этом случае можно судить о ши
роте
и полноте понимания.
Чем большее количество блоков по вертикали выделено и понято тестируемым, тем больше глубина понимания
им текста (Серова Т.С., 1988). Концептуальный уровень в первую очередь характеризуется глубиной понимания текста. На основе характеристик понимания и особенностей их проявления необходимо определить все основные и дополнительные факторы понимания для каждого вида чтения.
Владение разными видами чтения является свидетельством зре
лого чтения.
Однако уровень и степень этой зрелости могут быть различными, что и проверяется при тестировании.
Рейтерская таблица 2.
Объекты контроля | №№ заданий теста | Количество баллов | ||
Виды чтения | Уровни понимания | максимальное |
полученное тестируемым | |
изучающее | Фактологический Концептуальный | 1-15 16-19 | 50 20 | |
ознакомительное | Концептуальный Интегрирующий | 20-28 29-32 | 46 24 | |
Итого 140 |
Заданная скорость | Заданный индекс ДГ. Количество баллов |
Показатели тестируемого | |||
в изучающем чтении | в ознакомительном чтении |
Скорость |
Индекс ДГ | ||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении | ||||
50 слов/ в мин. | 200-220 слов/в мин. | 150-170 слов/в мин. = 8 баллов |
Примечание:;
Фактологический уровень понимания
определяется следующими умениями в чтении:
• ориентироваться в главных текстовых референтах;
• вычленять и воспринимать единичные факты;
• выделять смысловые вехи текста;
• определять детали, иллюстрирующие/подтверждающие/поясняющие основные положения.
Концептуальный уровень понимания
определяется умениями:
• определять основные положения (суждения) текста;
• выявлять связи между отдельными положениями (суждениями) текста;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.