Воспитанники этой возрастной группы должны уметь представлять, какой будет их постройка, какой материал лучше использовать для ее создания и в какой последовательности они будут действовать. Дети должны также уметь рассказать обо всем этом.
Воспитатель продолжает учить, детей строить коллективно не только комплексные постройки, где каждый сооружает какой-то свой объект, но и общие, который выполняются всей группой. При этом важно формировать умение договариваться о теме постройки, о необходимом материале, умение дружно строить, советуясь друг с другом, считаясь с мнениями товарищей и мотивируя свои предложения.
Дети подготовительной к школе группы сооружают по фотографиям, по памяти и по заданным условиям сложные и разнообразные постройки из большого количество материалов, с архитектурными подробностями, двумя и более перекрытиями.
В процессе сооружения этих построек необходимо продолжать закреплять умение устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением, умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей.
На занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.
Детей этой группы учат делать различные поделки – игрушки, используя бумагу в сочетания с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечевки дети делают игрушки-забавы из картона с движущимися частями (петушка с балалайкой, зайчик с двигающими лапами), а с помощью коробок, катушек, картона и бумаги изготовляют объемные игрушки (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома).
Конструируя из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.), дети делают игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, баржи, вертушки). При этом воспитатель учить детей устанавливать связь между формой предмета и его назначением (баржа – широкая с тупым носом, плавает медленно, но берет много груза и т.д.).
Организуя занятия по изготовлению поделок из природного материала, воспитатель учить детей использовать естественную форму желудей. шишек, веток, плодов каштана и т.д.; учит придавать фигуркам выразительность в соответствии задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пластилином, спичками и т.д.). Дети делают разнообразные фигурки людей (из желудей), фигурки птиц, рыб, бабочек (из сосновых и еловых шишек) и т.п. по заданию воспитателя и по собственному замыслу. Благодаря этому у детей развивается фантазия, выдумка, изобразительность.
При обучении детей старшей группы конструированию можно использовать строительный набор М. П. Агаповой (дополненный), набор «Коммунар» (увеличив количество трехгранных малых призм, кубиков, кирпичиков), а также наборы № 2, 5 и 6, разработанные НИИ игрушки.
Основными методами обучения детей этой возрастной группы конструированию из строительного материала являются информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический. Дети знакомятся с объектами изображения по образцу, объяснению, показу, предварительному, целенаправленному наблюдению на прогулках, рисункам и фотографиям.
Однако использование этих методов предусматривает прежде всего обеспечение самостоятельности детей в поисках решения отдельных конструктивных задач. Например, образцом является не только сама постройка, но и ее изображение на рисунке или фотографии (общий вид); объяснение в большинстве случаев носит частичный характер, а показ используется только для демонстрации новых приемов.
Так, организуя занятие на тему «Постройка парохода» с целью обучения умению варьировать использование деталей, воспитатель сообщает тему занятия и предлагает образец – готовую постройку парохода, не показывая при этом процесс ее создания. Дети после обследования парохода строят такой же, используя имеющийся у них материал. В конце занятия воспитатель отмечает, что дети построили пароход, как у нее, но из других деталей, предлагает сравнить между собой постройки и найти одинаковые.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.