Витамины жирорастворимые — к ним относится ретинол (витамин А). Недостаток его в пище вызывает "куриную" слепоту, сухость кожи, сухость слизистых. Содержится в рыбьем жире, молоке, масле, жирном твороге, яйцах, а также в виде каротина (желтого пигмента) во многих овощах и фруктах. Кальциферолы (витамин D, D2 и D3). Недостаток в пище вызывает возникновение рахита у детей. Витамины содержатся в сыром молоке, молочных продуктах, сливочном масле. Токоферол (витамин Е) — недостаток в пище вызывает изменения в мышцах, у беременных женщин может наступить выкидыш, у кормящих матерей может нарушиться образование молока. Содержится в хлебе грубого помола, макаронных изделиях, жирном твороге, во всех растительных маслах, маргарине, немного в мясе, овощах, бахчевых, фруктах, ягодах.
Минеральные вещества. В продуктах питания содержатся также биологически важные компоненты — минеральные вещества. Без них невозможны нормальные процессы, протекающие в организме. Они участвуют в формировании новых клеток, тканей и органов, в кроветворении, образовании пищеварительных соков и пр. Очень важно широко использовать в пищу продукты, содержащие минеральные вещества. Одни минеральные вещества, такие как кальций, магний, фосфор, содержатся в тканях в относительно больших количествах. Другие — йод, медь, кобальт, марганец, фтор, хром, цинк и железо — в весьма небольших количествах. Минеральные вещества необходимы для построения и прочности скелета и зубов. Они необходимы в период роста организма, беременности. Некоторые минеральные вещества действуют на нервную систему, уменьшают спазм кровеносных сосудов, регулируют содержание воды в тканях, способствуют выделению мочи и т.д. Наоборот, другие вещества способствуют задержке воды в тканях (поваренная соль) и развитию отеков, что вредно отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Поэтому следует ограничивать употребление в пищу поваренной соли и солевых продуктов.
Источниками минеральных веществ являются:
— хлеб и хлебобулочные изделия (преимущественно из муки грубого помола). — овощи (картофель, зелень и др.), фрукты, — ягоды, грибы, продукты моря, в том числе морская рыба, морская капуста, печень животных, зернобобовые, крупы (в основном гречневая и овсяная), творог, твердые сыры и т.п.
2. Географический фактор вкусовых пристрастий.
Основной потребностью человека всегда была пища. Вкусовые пристрастия определялись территориально, т.е. по месту жительства. Например, русская кухня всегда использовала зерновые каши, овощи и кисели. Подтверждением этому может служить русская пословица: "Щи да каша – пища наша". Уже потом некоторые блюда получили иностранные названия, например, французское: "суп". А ведь раньше, русскую пищу готовили совсем по-другому. Топилась большая русская печь и в горшках особой формы запекалась пища. Такой способ, изредка, можно встретить и сегодня.
Ученые проводили исследования и пришли к выводу, что для человека, наиболее полезной будет пища его предков, а именно тот рацион, который веками формировался в данной местности. Вот, например, возьмем южные народы. Почему в их рационе много острых специй и соусов? А потому, что в жарком климате, подобная пища выступает одновременно, как консервант и стимулятор органов пищеварения. И наоборот, в холодных условиях люди предпочитают мясо, потому как оно обогащает организм энергией, без который в мороз не выжить. Увлекаясь чужестранной пищей, Вы ломаете рефлексы организма, формировавшиеся столетиями. Это часто приводит к тому, что человек сам того не понимая, резко начинает полнеть или худеть. Развиваются заболевания пищевых органов и многое другое.
3. Школьное питание – это залог здоровья подрастающего поколения.
Согласно сведениям, которые мы получили, на начало года в 57 регионах нашей страны около 50% школ не имеют собственных столовых. Вследствие чего, 43,4% обучающихся не обеспечены горячим питанием. Например, в астраханской области услугами столовых пользуются только 30-35% учащихся, в том числе 12% старшеклассников. В 25% образовательных учреждениях Брянской области школьное питание не соответствует установленным требованиям.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.