Коммуникативная компетентность современного менеджера туризма основывается не только на широте его знаний профессиональной деятельности: необходимо учитывать навыки логико-семантического понимания текстов профессионально-ориентированной литературы и умение использовать специальные информационные источники, способность, если хотите талант обеспечить деловые контакты с представителями зарубежных турфирм и способы общения с иностранными туристами. Поэтому необходимо разрабатывать методы формирования коммуникативной компетентности специалиста в ситуациях производственных и межличностных отношений в сфере туризма.
Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов туристского профиля должно осуществляться при обучении иностранному языку в рамках учебных программ неязыкового вуза и вопросы, связанные с потенциальными возможностями учебной дисциплины «иностранный язык» в неязыковом вузе являются предметом пристального внимания.
Необходимо обобщать опыт коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам, который требует многоуровневой
подготовки:
· учебная программа профессионального образования менеджеров туризма должна включать разделы профессионально-коммуникативной направленности;
· процесс обучения должен строиться с учетом реальных потребностей современного общения в туризме;
· организация учебного процесса должна быть построена на современных методах и средствах обучения иностранному языку, отвечающих условиям формирования профессиональной компетентности;
· формы обучения должны опираться на мотивационные, интеллектуальные и эмоциональные особенности студентов, что обеспечит активизацию познавательной и коммуникативной деятельности, потребность их в самообразовании;
Кроме того, профессионально-ориентированные формы занятий, безусловно, с учетом самостоятельной подготовки, положительно влияют на развитие интеллекта и творческих способностей самих студентов. В противном случае недостаточная организация учебного процесса профессионально-ориентированного общения снижает качество подготовки данных специалистов в целом.Наблюдения последних лет показывают, что резервы профессионального совершенствования слабо используются, прежде всего, из-за отсутствия или нехватки:
· высококвалифицированного преподавательского состава (т. к. преподаватель должен владеть не только знаниями иностранного языка, но и быть компетентным в вопросах, связанных с туристской деятельностью);
· отсутствия разработанной системы преподавания профессионального иностранного языка;
· современных методов преподавания (использование на занятиях Internet, применение инновационных технологий, мультимедийных курсов (ММК) и пр.);
· достаточного количества оборудованных аудиторий интерактивными досками, компьютерами с выходом в Internet и пр.
В связи с этим требуется определять содержание образовательного курса иностранного языка, обеспечивающего формирование коммуникативной компетентности специалистов туристского профиля. Тщательный подход к разработке учебных программ по формированию коммуникативной компетентности менеджера туризма способствует, с одной стороны, более эффективной профессиональной подготовке будущих специалистов, а с другой – обогащает учебно-методические основы преподавания иностранного языка на факультетах туристского профиля. Поэтому при составлении подобных программ необходимо:
· определить цели и задачи при обучении иностранному языку на данном этапе многоуровневой подготовки;
· применять специальные методы проведения практических занятий по иностранному языку для формирования свободы общения и коммуникативной активности студентов;
· создавать и разрабатывать профессиональные специализированные комплексы в виде электронных учебников, ММК и учебно-методических пособий;
· максимально изучить подобный опыт в университетах зарубежных стран, например, Франции (Ницца, Гренобль), Италии (Генуя), Германии (Бонн) и др.
В последнее десятилетие по всей стране возникают все новые туристические фирмы, комплексы, кемпинги и пр. Как следствие роста спроса на специалистов, работающих в данной отрасли, появляются новые учебные заведения, факультеты и отделения туристского профиля.
В Томском государственном университете уже не первое десятилетие готовят специалистов, работающих в сфере туризма на геолого-географическом факультете (кафедра краеведения и туризма), где одна из специализаций – менеджер международного туризма. Помимо этого подобные кадры готовят и в других Томских вузах (даже в тех, которые, казалось бы, никак не связаны с туризмом!).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.