Работу проводили параллельно в каждом классе с использованием специально подобранными наглядными пособиями. Уроки в контрольной группе – с минимальным набором наглядности.
В конце каждого урока давали самостоятельную работу на закрепление изученного материала. Цель этих самостоятельных работ – проверка качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков, отрабатываемых на данном уроке.
После проведения нескольких уроков по данной теме в обеих группах сделали анализ самостоятельных работ, который помог выявить, как влияют наглядные пособия на качество усвоения знаний, умений и навыков.
На примере одного из серии проведенных уроков рассмотрим влияние наглядности на качество знаний, уровень сформированности умений и навыков. Конспекты фрагментов урока с использованием наглядных пособий и с минимальным их использованием, которые можно провести в экспериментальной и контрольной группах даны в нашей работе в приложении.
Тема данных уроков: «Числа 1,2,3,4,5,6.».
В конце каждого из уроков можно провести самостоятельную работу, целью которой является выяснить, как усвоено знание натурального ряда чисел, как сформировано умение сравнивать числа, как понято и усвоено основное свойство натурального ряда чисел.
Самостоятельная работа включала в себя следующие знания:
1. задание – проверялось знание натурального ряда чисел.
А. Записать число, следующее при счете за числом четыре.
Б. Записать число, предшествующее числу три.
В. записать соседей числа пять.
2. задание – проверялось, как усвоено основное свойство натурального ряда чисел.
Вычисли:
А. 4+1 В. 5+1
Б. 2+1 Г. 3+1
3. задание – проверялось умение сравнивать два числа.
> < =
а. 3…4 б. 2…2 в. 6…5
После проверки работ учащихся обеих групп был сделан поэлементный анализ, в ходе которого выяснилось, что учащиеся в контрольной группе допустили ошибок больше, чем учащиеся в экспериментальной.
Таблица 2
Анализ результатов самостоятельной работы
Типичные ошибки | ||||||
Незнание следования чисел в натуральном ряду |
Не знание свойств натурального ряда |
Не умение сравнивать два натуральных числа | ||||
К-во учащихся |
% |
К-во учащихся |
% |
К-во учащихся |
% | |
Экспериментальная группа |
3 |
25 |
2 |
17 |
3 |
25 |
Контрольная группа |
7 |
58 |
7 |
58 |
6 |
50 |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.