Дети 11—14 лет на вопрос о том, какие книги они хотели бы прочитать, но не могли найти, назвали книги о природе и животных (16% ответивших), приключения и «ужастики» (11%), сказки (7%). Подростки отметили фантастику (8%), книги по технике (7%), истории (4%) различную научно-популярную литературу (3%). Количество разнообразных тем, по которым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, литературы по этим темам издается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытывают неосознаваемый ими самими «книжный голод». Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.
В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». Телевидение продолжает занимать значительное место в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.
В крупных городах альтернативой телевидению выступают новые медиа. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимается как конкурент печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, после его освоения, оно «встроится» в структуру жизнедеятельности и займет в ней надлежащее место. Книга не уйдет, и чтение также. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять эти средства для развития юной личности.
Пока мы находимся еще в русле старой литературной традиции. Но это время быстро уходит, что особенно заметно проявляется в детском чтении. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения школьников, снижение уровня их грамотности. Педагоги бьют тревогу по поводу упрощения и огрубления речи учащихся, примитивных штампов, которыми часто полны их сочинения.
Поражает забота о чтении нации во многих странах с развитой экономикой. У нас же создалась ситуация, когда у многих детей вообще нет новых книг в ближайшем окружении (в том числе и в библиотеках). А по данным ВЦИОМа 34% взрослых россиян уже не читают! На трудности процесса трансформации чтения накладываются трудности ухудшения среды книжных ресурсов, в которой живут многие дети. Им необходимо реализовать свое право читать лучшую классическую и современную литературу.
В будущем обществе чтение и «человек читающий», безусловно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России также необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.