Двух уроков физической культуры в неделю явно недостаточно для удовлетворения двигательных потребностей школьников, как бы ни была высока моторная плотность уроков. А ведь формирование "здоровых" опорно-двигательного аппарата и внутренних органов ребенка требует не менее двухчасовой активной физической деятельности ежесуточно (И.А. Соловьева, 2000). Значит, необходимы домашние задания по физической культуре. Поэтому мы разработали комплексы домашних заданий по физической культуре, учитывая все уровни физической подготовленности учащихся. Эти комплексы использовались учащимися с сентября по апрель 2002 года.
Однако сегодняшнее материальное положение школ и большинства учащихся не дает им возможности приобрести нужный инвентарь и оборудовать спортивные площадки для полноценного выполнения домашних заданий. В нашей сложной ситуации следует исходить из "нулевого" варианта, который не требует ничего, кроме элементарных знаний и желания повысить уровень своих физических данных. Этим требованиям отвечает методика круговой тренировки, материалам для которой служат в основном технически несложные упражнения, в большинстве своем имеющие ациклическую структуру. Им придают циклический характер путем серийных слитных повторений. Полнота движений позволяет повторять их многократно, а сами движения подбирают по специальной схеме так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы и дать достаточную нагрузку на все внутренние органы (И.А. Соловьева, 2000).
Не стоит также забывать, что повторная нагрузка на следующей станции не должна задействовать с большой интенсивностью группы мышц несших на предыдущей станции максимальное усилие. Напомним, что "основу круговой тренировки составляют многократное выполнение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отмечает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительные регулирование и лишь приблизительная программа действий" (И.А. Соловьева, 2000). При применении круговой тренировки на занятиях необходимо строго индивидуализировано подбирать нагрузку, соответствующую уровню способностей и физической подготовленности каждого ребенка.
Осенью занятия, как правило, проводят на свежем воздухе, и они посвящены легкой атлетике и контрольному тестированию. Поэтому домашние задания мы дали не в комплексе, а с четкой целевой установкой. Например: "На следующей неделе зачет по бегу на 1000 м., поэтому постарайтесь научиться пробегать в медленном темпе дистанцию примерно такой же и большей длины без перехода на шаг, начав с 5 минут и прибавляя ежедневно по 1 минуте. Старайтесь контролировать свое дыхание и болевые ощущения в области правого подреберья. Помните, что боль возникает из-за нетренированности вашей печени и постарайтесь акцентировать внимание на дыхании именно для профилактики неприятных ощущений".
Таким же образом ребята готовились самостоятельно к бегу на короткие дистанции, отрабатывая низкий старт и стартовое ускорение до 30 метров, к метанию теннисного мяча или прыжкам в длину. Метание осуществляют только в цель, так как это развивает глазомер, чувство дистанции, точность движений. Особое требование к технике метания: следить неотрывно за вылетом и полетом снаряда. Прыжковые упражнения осуществлялись сериями по 8-12 прыжков через 2-3 минуты отдыха.
Сохраняются требования к осанке во время бега и ходьбы (А.К. Атаев, 1983).
В конце октября занятия по физической культуре были перенесены в спортивные залы. Для прогулок после уроков времени остается все меньше - темнеет рано, теплая одежда сковывает движения, и двигательная активность резко снижается. Долгий период до весны необходимо заполнить дополнительными занятиями, позволяющими не только возместить дефицит двигательной активности, но и постараться извлечь из заданий на дом максимальную помощь для целенаправленного развития физических качеств учащихся. Именно поэтому мы соглашаясь с мнением учителя физической культуры, школы№1056 г. Москвы, Соловьевой И.А. (2000) предложили круговую тренировку при выполнении домашних заданий, наиболее приемлемо использовать с ноября по апрель включительно.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.