Таблица 1. Средние значения показателей проявления форм агрессии у мальчиков и девочек
Формы агрессивности |
К.А. |
Р. |
Н. |
О. |
П. |
В.А. |
Ф.А. |
Ч.В. |
Показатели (девочки) |
5,7 |
6,3 |
3,9 |
4,7 |
5,7 |
10,3 |
6,4 |
6 |
Показатели (мальчики) |
5,4 |
6,3 |
3,6 |
4,2 |
5,3 |
9,3 |
7,5 |
4,8 |
Используя критерий U- Манна-Уитни установлены различия проявлений агрессии мальчиками и девочками по двум формам. Проявление физической агрессии чаще встречается у мальчиков. Значение критерия U- Манна-Уитни равно 97,5, что соответствует уровню значимости р=0,043.
У девочек достоверно выше показатели проявления чувства вины. Значение критерия U-Манна-Уитни равно 101, что соответствует уровню значимости р=0,057. По показателям появления агрессивности других форм статистически значимых различий не выявлено.
Действительно в доказательство этому достаточно вспомнить обычную школьную будничную жизнь. В большинстве случаев участниками драк являются мальчики, т.к. в этом возрасте, по их мнению, с помощью физической силы можно добиться, заслужить гораздо большее уважение среди одноклассников. А вот для девочек это редкое явление, они в состоянии решать свои проблемы, выражать себя какими-нибудь более спокойными и менее выраженными способами. Наиболее свойственным для девочек является другой показатель агрессивности - чувство вины. В отличие от мальчиков они способны почти всегда признавать, осознавать, пускай даже внутри себя, свою вину и ошибки. А мальчикам это не всегда просто сделать, в большинстве случаев они начинают доказывать свою правоту и твердо стоять на своём, не слушая ни мнения окружающих, а порой и не обращая внимания на то, что он действительно не прав.
Анализируя результаты теста Басса-Дарки и экспертные оценки проявления различных форм агрессии, которые давали учителя, мы использовали метод корреляционного анализа. Результаты статистической обработки представлены в таблице 2.
Таблица 2. Корреляции показателей проявления агрессии у подростков и экспертных оценок проявления агрессии.
Эксп.оц./ Показ.оц. |
К.А. Эксп. |
Р. Эксп. |
Н. Эксп. |
О. Эксп. |
П. Эксп. |
В.А. Эксп. |
Ф.А. Эксп. |
К.А. |
0,743** | ||||||
Р. |
0,912** | ||||||
Н. |
0,770** | ||||||
О. |
0,910** | ||||||
П. |
0,895** | ||||||
В.А. |
0,915** | ||||||
Ф.А. |
0,938** |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.