Рисунок 11 Оценка студентами уровня педагогического общения с кураторами групп (выпускной курс)
Рисунок 12 Категории педагогического общения, получившие положительную оценку у студентов выпускного курса (%)
Нами были получены следующие результаты при анкетировании студентов выпускного курса (табл. 7, рис 11-12)
· 57,1 % (8 человек) дали высокую оценку стилю педагогического общения,
· 35, 7 % (5 человек) дали преимущественно положительную оценку 7,1 % (1 человек) оценило уровень педагогического общения как низкий. (рис. 11)
Результаты анкетирования наглядно показывают, что отношение преподавателей к студентам уважительное. В речи преподавателя студенты выделяют следующие моменты: выразительность, деликатность, высокий уровень профессиональной культуры. Студентами отмечено, что преподаватели легко и с желанием передают жизненный опыт студентам, умеют организовать группу. Высокую оценку получили такие качества как общительность, инициативность, сопереживание, умение преподавателя вести беседу с людьми разного возраста и социального статуса (рис 12).
Результаты анкетирования студентов выпускного курса показали, что студенты в большей степени довольны уровнем педагогического общения: студентам хватает общения с преподавателем на занятиях и вне их, в общении с педагогом привлекает опыт и профессионализм.
В тоже время 64,2 % ( 9 человек) отмечают что негативное отношение к преподавателю может вызвать высокомерное отношение последнего к студентам, некомпетентность в знаниях, передаваемых студенту, строгость, игнорирование студента. Данные мнения высказывались с позиции «если , то». Следовательно, можно сделать выводы, что студенты выпускного курса довольны уровнем педагогического общения с преподавателями, ценят больше всего тот уровень профессионализма, знаний, умений, навыков, который преподаватель может передать студенту, а эмоции и амбиции студенты выпускного курса относят на второй план. На наш взгляд это говорит о возрастных и профессиональных изменениях студентов - будущих специалистов.
Сравнивая результаты, полученные при анкетировании студентов 1, предвыпускного и выпускного курсов мы получили:
Студенты предвыпускного и выпускного курсов в основном дают положительную оценку уровню педагогического общения, студенты 1 курса показали высокий процент неудовлетворения уровнем педагогического общения. Видна динамика удовлетворенности уровнем педагогического общения: от оценки уровня педагогического общения как низкий (36,3 % - 1 курс) к оценке «безусловно высокий уровень» (57,1 % - выпускной курс, 50% - предвыпускной курс).(рис. 13)
Следовательно, можно отметить изменение отношения педагогов к студентам, как к личностям и будущим профессионалам, а также расстановкой приоритетов студентами: от амбиций и эмоций, до знаний и профессионализма педагога.
Рисунок 13 Сравнительные результаты уровня педагогического общения.
По результатам исследования можно сделать вывод, что для разных субъектов процесса педагогического общения компоненты (личностный и профессиональный) имеют различное значение в зависимости от возраста и опыта работы, т.е. студенты 1 курса оценивают в большей степени внешние данные преподавателей, у студентов предвыпускного и выпускного курса приоритетным является профессионализм педагога.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.