В работе использованы пять методик, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие методики:
Методика «Недостающие буквы в словах» Квартира в новостройке от застройщика главная каскад продажа квартир skyclass.ru.
Методика «Вербальный лабиринт»
Методика «Выделение существенных признаков»
Методика «Исключение понятий»
Методика «Образование сложных аналогий»
В каждом исследовании принимало участие 15 учеников различного возраста от 13 до 18 лет. Ниже приводится описание всех методик и анализ полученных результатов. Результаты тестирований и ответы отдельно взятого ребёнка.
1.Методики исследования познавательных процессов
1.1.Методики исследования мышления
1.1.1. Методика «Недостающие буквы в словах»
Цель данной методики: исследовать скорость протекания мыслительного процесса в подростковом и юношеском возрасте (динамическая характеристика мышления)
Данная методика проводилась индивидуально, начиная с подросткового возраста.
При проведении методики использовалось следующее оборудование: секундомер, бланки с рядами слов, последователь предъявляемых ученику.
Стимульный материал, предъявляемый ученику в строгой последовательности от 1 до 5 :
1. 2. 3. 4. 5.
п-ро 1.д-р-во 1.п-л-а 1.з-о-ок 1.с-я-о-ть
г-ра 2.з-м-к 2.о-р-ч 2.к-и-а 2.к-с-а-ник
п-ле 3.к-м-нь 3.к-р-он 3.с-е-ло 3.у-и-е-ь
к-са 4.с-р-й 4.з-р-о 4.к-ы-а 4.а-е-ь-ин
т-ло 5.н-в-д 5.в-с-ок 5.т-а-а 5.с-а-ц-я
п-ла 6.х-л-д 6.с-г-об 6.к-у-ка 6.ч-р-и-а
в-ра 7.п-с-к 7.в-т-а 7.с-а-ка 7.к-п-с-а
с-жа 8.к-з-л 8.п-д-ак 8.т-у-а 8.т-у-о-ть
д-ша 9.з-л-нь 9.п-р-а 9.с-а-а 9.с-е-о-а
р-ка 10.т-л-га 10.б-л-он 10.п-е-а 10. к-н-о-а
ключ к опыту:
1. 2. 3. 4. 5.
перо 1.дерево 1.палка 1.звонок 1.святость
гора 2.замок 2.обруч 2.книга 2.кустарник
поле 3.камень 3.картон 3.стекло 3.учитель
коса 4.сарай 4.зерно 4.крыса 4.апельсин
тело 5.невод 5.восток 5.трава 5.станция
пуля 6.холод 6.сугроб 6.кружка 6.чернила
вера 7.песок 7.ветка 7.сказка 7.капуста
сажа 8.козел 8.пиджак 8.труба 8.трусость
душа 9.зелень 9.пурга 9.слава 9.слепота
река 10.телега 10.балкон 10.пчела 10.контора
Ученикам предлагалось вписать недостающие буквы. Мною отмечалось время, потраченное на обдумывание отдельного слова и на работу со всем рядом в отношении каждого ученика! Листы с рядами слов каждому ученику предъявлялись последовательно от 1 до 5, работа проводилась индивидуально с каждым учеником.
Результаты проведения данной методики оформлялись в виде таблицы. Согласно полученным общим данным была составлена водная таблица и график, указывающий на развитие динамичности мышления, отражающий процесс протекания динамичности мышления и его показатели в зависимости от возраста испытуемого.
1.1.2. Методика «Вербальный лабиринт»
Если в предыдущей методике был рассмотрен критерий динамичности мыслительного процесса, то цель следующей методики: исследовать гибкость, пластичность мышления и способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач. При выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.
Стимульный материал, предъявляемый к исследуемому в строгой последовательности
ЕИНАНЗ 3.ТОВМРТ 5. ЙИЩЮЯЛ 7.ЕАКДИН
НЕОСРО НАРСНА ЫМЮЯТВ ИНЕЕЫПУ
ЕСВИБК ЕАИНОП ЕНИЛКА НЕЛЗАК
АНЗОКЫ МИРЕПС ИНЕВАР ЕЫПУТС
КВОБУЗ НЕТОЗК ТИКСУП ЛТУТСЫ
НИБОКЯ ЫМАЗКЭ НИАРКУ ПУТСЫВ
ЬСОКБИ 4.ЕИНЫЛК 6.ВИТМУЧ 8.ТАИРАТ
ТИЕЛИК ОИЕЖЕА АБАИКЛ ЫЕОИНЕ
СНИИРС НЗНОИД МАТРОЮ МИКЖОЛ
ОЕНТАД ОКОЛДЕ ТЕЬЛУК ИТАТСО
НЖИВДО МАРГОР АКЦУКА ЧЫРКИР
БАКШДП ЕПСОРП ИСЬЛИФ ОРАДОП
ЬТОТИЧ 10.ОНСЛАМ
САВИЧЮ ВИТАГО
ИКЫДАЛ ТСЕБИР
АВЫЗАК САЖУРД
ВЫСИПО ЕШУРКО
СЬТАРД ЖУРДОС
Без объяснения цели работы исследуемым была зачитана инструкция: «Перед вами 10 вербальных лабиринтов. В каждом случае вам необходимо начинать «продвижение по лабиринту из правого нижнего угла и двигаться вверх ( в левый верхний угол) так, чтобы в результате продвижения из пройденных букв образовалось слово. Изменять направление движения можно только под прямым углом. Работать нужно как можно быстрее, так как учитывается время выполнения каждого из 10 заданий».
На примере было показано решение задания под номером 1:
ЕИНАНЗ
НЕОСРО
ЕСВИБК
АНЗОКЫ
КВОБУЗ
НИБОКЯ
Правильный ответ – ЯЗЫКОЗНАНИЕ, путь был начат от нижнего правого угла, согласно методике до верхнего левого угла.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.