При обработке данных в результате наблюдения были выявлены три ученика, отстающих в учении. После бесед с учителем и психологом школы на них были составлены психолого – педагогическая характеристика.
Приведём примеры психолого-педагогических характеристик учащихся, отстающих в учении и с отклоняющемся в поведении с рассогласованием внутри мотивационной сферы.
Саша Ч. относится к представителям третьего типа учащихся с рассогласованием внутри мотивационной сферы, вариант а) целевые — волевые проявления отстают от зрелых мотивационных побуждений
Поведенческие проявления. Саша на уроках неусидчив, невнимателен, на замечания учителя бурно реагирует, плохо воспринимает правила для успешного выполнения задания, поэтому допускает ошибки в учебных задачах, невыдержан, отсутствуют целеустремлённость и инициатива: часто нарушает дисциплину в классе, грубит учителям и сверстникам, плохо контролирует своё поведение; не может начатое дело доводить до конца, не умеет преодолевать препятствия, встречающиеся на пути к достижению цели.
Вместе с тем Саша охотно берётся за выполнение какого-либо задания, очень активен, стремится к лидерству, но большим авторитетом у детей не пользуется, потому что в игре не придерживается правил, принятых сверстниками, порой агрессивен к детям, требующим играть по правилам.
Таким образом, у Саши при достаточной мотивации низка волевая активность, связанная со слабой нервной системой (как результат тяжёлой беременности и родов матери). Он ощущает дефицит доброжелательного отношения со стороны взрослых, неадекватную реакцию учителей, родителей на его поведение.
Развивающе-коррекционная работа может включать дифференцированный и индивидуальный подход, учитывая сензитивный период для формирования полевой активности: формирование способности выходить из затруднений, преодолевать внешние и внутренние трудности, самостоятельно ставить цели, возвращаться к неразрешённым задачам; выработка ориентации на результат деятельности, с учётом его способностей, возможностей, вероятности успеха и неудачи; участие в групповых занятиях по психогимнастике, ролевым играм с опорой на развитую мотивацию.
Юля А. относится к представителям третьего типа учащихся с рассогласованием внутри мотивационной сферы, вариант б) — внешние и внутренние мотивы развиваются несинхронно.
Поведенческие проявления. К учению у Юли нет побудительной силы, она находится под влиянием взрослых (родителей, учителей), приспосабливается к обстоятельствам, чтобы получить удовлетворительную оценку, — списывает, ждёт подсказку, желание хорошо учиться определяется стремлением оказаться на уровне требований, предъявляемых учителем, но отсутствие познавательной и личной мотивации приводит к неуспеху в учении; интерес к обучению — эпизодический в зависимости от степени внешней стимуляции; мотивация в учебной деятельности — отметка и потребность в одобрении учителя, а не потребность быть на уровне самооценки.
Вместе с тем внешние мотивы влияют на развитие потребности Юли в общении с учителями, сверстниками, в их одобрении, желании занять определённое место в системе доступных ей общественных отношений, но внешней стимуляции недостаточно, чтобы преодолевать внутренние трудности, встречающиеся на пути обучения, межличностного общения.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.