Цель работы: изучить влияние продуктов коррозии на развитие водных растений, используя при этом возможности цифровой лаборатории «Архимед» (насадка рН-метр).
Форма работы: фронтальная (демонстрационный эксперимент).
Опыт 1. Влияние продуктов коррозии металлов на развитие водных растений
Опыт закладывают за 4 дня до урока (можно на предыдущем уроке). Значения рН регистрируют в одно и тоже время один раз в день. Полученные по водородному показателю данные представляют учащимся в виде графика. А сами опытные образцы демонстрируют на уроке.
Реактивы и оборудование: вода, железный гвоздь, кусочек меди (цинка, олова), водоросли; 3 химических стакана.
Ход работы: Три химических стакана вместимостью 100 мл наполняют водой и помещают в них водоросли. Во 2-й стакан опускают гвоздь, в 3-й – гвоздь и кусочек меди (цинка, олова), а 1-й стакан оставляют в качестве контрольного. В течение 4 дней делают контрольные замеры pН воды во всех стаканах, проводят обнаружение ионов металлов (Fe2+, Fe3+, Zn2+, Cu2+, Sn2+).
Наблюдения:
Через 5 дней можно наблюдать резкое изменение pН воды во 2-м и 3-м стаканах по сравнению с контрольным, а также внешнего вида растений: они буреют, сильно ослизняются, отмирает корневая система.
Ход опыта: Четыре химических стакана вместимостью 50 мл наполняют водой и:
В стакан № 1: помещают водоросли – контрольный образец
В стакан №2: помещают водоросли и железный гвоздь
В стакан № 3: помещают водоросли и железный гвоздь, с медной проволокой
В стакан № 4: помещают водоросли и железный гвоздь, с цинковой стружкой
· В течение 4 дней делают контрольные замеры pН воды во всех стаканах
· Значения рН регистрируют в одно и тоже время один раз в день.
· Полученные по водородному показателю данные представляются учащимся в виде графика.
· Сами опытные образцы растений демонстрируют на последнем элективе.
Наблюдения:
Через 5 дней можно наблюдать изменение pН воды во 2-м, 3-м,4-м стаканах по сравнению с контрольным, а также внешнего вида растений: они буреют, сильно ослизняются. ( таблица 7)
Таблица 7 - Водородный показатель при прохождении процессов коррозии металлов в воде
Дата измерения |
Стакан №1 |
Стакан №2 |
Стакан №3 |
Стакан №4 |
Первый день |
8,38 |
8,37 |
8,30 |
8,33 |
Второй день |
9,07 |
9,26 |
8,95 |
8,43 |
Третий день |
9,10 |
9,68 |
9,15 |
8,58 |
Четвёртый день |
9,14 |
9,75 |
9,20 |
8,63 |
Пятый день |
9,15 |
9,75 |
9,47 |
8,68 |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.