Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Хотелось бы заметить, что работа по патриотическому воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Считаю важным проведение своевременного мониторинга успехов воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
Если исходить из позиции, что развитие творческих способностей детей и их патриотическое воспитание – это составная часть всей работы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.
Правда, существует при этом определенного рода формальность, т. к. результат – это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития творческих способностей и чувства патриотизма детей – это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, в фольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д., в праздниках с социально-значимыми идеями.
Хотелось бы обратить внимание, что в настоящей квалификационной работе результаты будут рассмотрены с трёх позиций:
1. Коэффициент показателей музыкального творчества детей возрастных групп за период – МАЙ 2004–05 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год по показателям.
2. Уровень музыкального творчества детей, с которыми проводилась работа в обозначенном направлении (МАЙ 2004–05 уч. год, СЕНТЯБРЬ 2005–06 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год)
3. Коэффициент уровня музыкального творчества возрастных групп – сравнительные результаты
Детское музыкальное творчество определено рядом показателей, каждый показатель имеет уровневую дифференциацию:
q Восприятие музыки
q
|
q Музыка и движение
q Элементарное музицирование
q Песенное творчество
q Танцевальное творчество
q Музыкально-игровое творчество
q Импровизационное музицирование
В своей работе по музыкальному воспитанию детей я достигла определенных положительных результатов, что подтверждают результаты диагностики – май 2004–05 и сентябрь-январь 2005–06 годы.
В диагностическом исследовании приняли участие всего 67 человек
2004–05 уч. год – 1 младшая группа – 20 человек
средняя группа – 25 человек
старшая группа – 22 человека
2005–06 уч. год – 2 младшая группа – 20 человек
старшая группа – 25 человек
подготовительная группа – 22 человека
1. Коэффициент музыкального творчества детей возрастных групп за период – МАЙ 2004–05 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год по показателям.
Так, из диаграмм видно, что увеличилось в%-ном соотношении количество детей, имеющих высокий уровень музыкального творчества. Например, значительное увеличение по показателю (соответственно) «восприятие музыки» 0%-38% в январе, «элементарное музицирование» 14%-71%, «музыкально-игровое творчество» 14% – 50%. Снизился%-ный показатель количества детей, имеющих низкий уровень как в целом, так и по отдельным показателям значительно. Например, «песенное творчество» 43% – 7%, «импровизационное музицирование» 29%-0%.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.