А) План – конспект урока технологии.
Тема: Классификация волокон.
Цели:
Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией волокон; дать сведения о процессах прядения и ткачества; ознакомить с простыми ткацкими переплетениями.
Развивающие: развивать творческое мышление, навыки при работе с инструментами для ручных работ и тканью.
Воспитательные: в ходе урока воспитывать у учащихся самостоятельность, аккуратность.
Оборудование:
Для учителя: раздаточный материал, план-конспект урока.
Для учеников: ножницы, линейка, карандаш, образцы тканей.
Ход урока:
Вводный инструктаж.
1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Здравствуйте, дети, садитесь. Дежурные, кто в классе отсутствует?
Тема нашего сегодняшнего урока: «Классификация текстильных волокон».
Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с различными видами волокон.
Учащиеся фиксируют тему урока в тетради.
2. Сообщение нового материала.
Изготовление тканей
Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделки. Ткань состоит из тонких нитей (пряжи), плотно переплетённых между собой. А нить в свою очередь содержит множество отдельных тоненьких волокон. По происхождению волокна делятся на натуральные и химические.
Классификация текстильных волокон.
Волокно-это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
Натуральные волокна
Растительного происхождения
Животного происхождения.
Хлопок.
Лён.
Шерсть. Шёлк
Хлопковый пух.
Стебель растения
Их используют для производства пряжи, ниток, ткани.
Экологически чистые растения.
Хлопчатник- однолетнее растение древовидной формы. Растёт кустом, плоды- коробочки, содержащие семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком или «белое золото».
Длина волокон от 6-52мм. Природный цвет волокон белый, кремовый, бежевый. Это солнцелюбивое растение. Выращивают хлопок в Узбекистане, Туркмении, Киргизии.
Лён – однолетнее растение. Для производства волокон используют стебель. Его длина до 1 м и диаметром 3- 5 мм. Лён любит влагу. Его выращивают в Ивановской, Костромской, Вологодской областях и в Прибалтике, Украине.
Сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна.
Хлопок обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.
Лён на ощупь гладкий, прохладный. Горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга.
Производство пряжи.
Процесс, в результате которого из волокна получают непрерывную нить, называющейся прядением.
Пряжа - тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.
Ровница – слабоскрученная нить.
Процесс получения ткани из пряжи. Отделка ткани.
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.
Ткацкий станок существует сотни лет. Сначала он был ручным, потом механическим, сейчас он стал автоматическим.
Ткань снятая с ткацкого станка (суровая), проходит сложную обработку( отделку).Её отбеливают, окрашивают, на неё наносят рисунок. Рисунок на ткань наносят с помощью печатных машин (печатание).
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Хлопчатобумажные ткани обладают лёгкостью, прочностью, мягкостью. Они красивы, удобны в носке, создают ощущение тепла, гигроскопичны, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, гладятся (1300С ).
Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён гигроскопичен, гигиеничен, холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся(1500С).
Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей. Изделия из них.
По выпуску хлопчатобумажных и льняных тканей текстильная промышленность нашей страны занимает ведущее место. Это хорошо видно из диаграммы выпуска тканей.
Ткани по назначению делятся на бытовые, технические и специальные.
Ткани бытового назначения: бельё (нательное, столовое, постельное).
Лёгкая и верхняя одежда: платья, куртки, пальто, костюмы.
Рабочая одежда: фартуки, халаты.
Технические ткани: сумки, обувь, рюкзаки.
Специальные ткани: мешковина, парусина, ткань для парашютов, клеёнка.
3 Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний.
Учитель: а сейчас, откройте ваши учебники на странице 83 и прочитайте первую часть §15. Законспектируйте основные мысли.
Ученики читают параграф. Зарисовывают схему.
4 Текущее повторение и первичное закрепление.
Учитель: Всё прочитали? А теперь вопросы:
1) Как делятся волокна по происхождению?
2) Из каких растений получают натуральные волокна?
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.