Поскольку детский оркестр способствует развитию музыкальных способностей, то можно предположить, что участие ребёнка в оркестре окажет влияние и на воспитание его эмоциональной отзывчивости, как одного из ведущих компонентов музыкальности, и послужит созданием предпосылок к музыкально – творческим проявлениям.
Важно подчеркнуть, что в этом проекте одним из наиболее эффективных видов детской музыкальной деятельности признается игра на музыкальных инструментах и, в частности, создание детского оркестра, может служить средством как индивидуального развития ребенка, так и формирования социальных отношений между детьми.
На первом этапе проекта детям необходимо было попасть в лабораторию профессора Скрипочкина по звуковому письму, где музыкальные инструменты были разбросаны, разломаны, разбиты. Мы были уверенны, что дети самостоятельно смогут сформулировать проблему, цель, спланировать деятельность.
На втором этапе для выявления направленности детей, мы создали ряд ситуаций, где дети должны показать собственное решение данной проблемы. При этом наиболее значимым для шестилеток оказалось то, что инструменты можно изготовить самим, призвав на помощь взрослых.
На третьем этапе детям представилась возможность проявить самостоятельность в создании музыкального инструмента и дать ему название, показать способы игры на нем. Каждого ребёнка учили правильной посадке во время игры. Пропевали песенки, прохлопывали ее ритм в ладоши. При исполнении песен дети приобретали элементарные навыки передачи простого ритмического рисунка. Затем переходили к усложнению: включали для развития восприятия музыкальные произведения, а дети пропевали мелодию, прохлопывали в ладоши ритмический рисунок. Если задание выполнялось детьми правильно, то предлагали озвучить данную мелодию на своём инструменте.
Разучив индивидуально одну фразу, объединяли детей в небольшие группы. Проиграв мелодию ансамблем, ребята прослушивали аккомпанемент и учились играть с аккомпанементом. Процесс разучивания следующих фраз проходил аналогично. Совместная игра заметно оживляла их. Они ждали занятий, проявляли большой интерес, внимательно следили за игрой товарища.
К организации творческой и поисковой деятельности привлекли родителей. Прежде всего, родители помогли в оборудовании музыкальной лаборатории, пополнили альбом иллюстрациями с рассказами о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестров. Для развития интереса и желания музицировать, предлагали родителям методику музицирования Карла Орфа. Продуктом деятельности стал альбом «Музыкальные инструменты» с иллюстрациями и рассказами о каждом инструменте, и выступление оркестра на инструментах, изготовленных самими участниками.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта - непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.
В определении любимого вида музыкальной деятельности у детей экспериментальной группы появился новый – игра на детских музыкальных инструментах.
Так, ненавязчиво, неназойливо, появилась тема для следующего проекта «Город музыки». Цель четвертого занятия: в процессе поисковой деятельности познакомить детей с нотной грамотой для проявления эмоционального отношения к музыке. Проблема вышла от ребят, которые спросили: «Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей?» «Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого?» «Почему высокие звуки мы видим как светлые, а низкие звуки вызывают ощущение темноты?» Принято решение: создать новый проект «Город музыки», где город – это нотный стан, скрипичный ключ – король, а ноты – жители музыкального города. Так появился элемент заинтересованности в воспроизведении выученного, желание проявить свои знания и умения.
Задачи этого проекта:
- отразить способность выражения эмоционального отношения детей к
музыке;
- укрепить сотрудничество между детьми, родителями, педагогами.
Процесс обучения грамоте состоял в том, что нотоносец состоит из 5 линеек, а ноты имеют свое название. Неоценимую помощь нам оказали родители в поисках названий нот, составили стихи. С помощью родителей ребята легко запоминали названия нот и уже через несколько занятий пропевали гамму, называя ноты. Дети научились выкладывать на нотоносце ноты для попевки «Лесенка». Сначала пропевали ее, отмечали, что звуки попевки расположены от «до1» к «соль». Повышение каждого звука отмечали на нотоносце.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.