Оценка – это один из инструментов эффективного педагогического воздействия на дошкольника. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания.
В работе приводится краткий обзор возрастных особенностей детей 5-6 лет. Возраст, о котором идет речь в самостоятельной работе, во многих описаниях и классификациях относится к старшему дошкольному возрасту. По мнению Г.С. Абрамовой, в этом возрасте для ребенка характерна повышенная чувствительность к воздействиям других людей. Вскользь сказанное оценочное замечание чужого человека в середине детства оказывается сильным эмоциональным воздействием. Данный факт необходимо учитывать педагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки в процессе воспитания детей.
Кроме того, для детей 5-6 лет характерна высокая мотивация общения: общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.
Одним из основных направлений воспитательного воздействия в дошкольном учреждении является, как правило, воспитание культуры поведения. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.
Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В нашей практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:
прямая оценка;
косвенная оценка;
опосредованная оценка;
предвосхищающая оценка;
отсутствие оценки.
Специалисты выделяют две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют все педагоги, ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, по мнению педагогов-воспитателей, педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее.
Опыт педагогов-воспитателей показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.
Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.
[1] Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – №2.
[2] Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. – М.: Просвещение. – 1984. – С. 76.
[3] Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. – М.: Просвещение. – 1984. – С. 76.
[4] Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- С.350.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.