Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах.
Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения больных. Необходимо, чтобы больные были максимально активны и заинтересованы в устранении речевых дефектов.
Следует использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительная речевая терапия должна проводиться в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями. Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи идут параллельно друг другу. Это следует учитывать во время проведения лечебно-педагогической работы с детьми. При выраженности у детей с двигательными нарушениями дизартрий занятия по развитию речи следует включать упражнения направленные на регуляцию голосообразования и дыхания, на тренировку в произнесении губных звуков и дефференцировку часто смешиваемых звуков ( свистящих и шипящих). Важное значение имеет осмысление детьми сложных логика-граматических конструкций: в связи с этим детям можно предлагать воспроизводить доступный им речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать озвученный речевой материал. Важное значение имеет развитие фонематического слуха. При выраженности двигательных нарушениях ( особенно при церебральных параличах) важное значение в процессе развития речи должно придаваться подавлению патологической рефлекторной активности. В целях подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное ( как в норме) формирование доречевой и речевой деятельности.
Необходимость соблюдать это требование становиться особенно настоятельной, когда речь идет о проведении логопедической работы с детьми первых двух лет жизни. Так например, при проведении логопедических занятий со страдающим псевдобульбарным параличом ребенка. Необходимо позаботиться о формировании функции кусать и жевать. Кроме того надо обеспечить обособление дыхательных движений и голосовых реакций от общей мышечной активности. Вместе с тем следует стимулировать и развивать звуковую коммуникацию. Важно вызвать у ребенка те или иные звуки гуления и на основе врожденных подражательных реакций придать этим звукам многообразную интонационную выразительность. Стимуляция коммуникативной голосовой и речевой активности является одной из важнейших задач на всех этапах развития больного ребенка. Одним из важных факторов, задерживающих речевое развитие и интеллектуальное развитие детей с врожденными и приобретенными в раннем возрасте поражениями нервной системы, сочетающимися с двигательными нарушениями, является сравнительно позднее становление выпрямляющих рефлексов. В связи с этим больной ребенок оказывается лишенным возможности удерживать голову, сидеть, стоять и ходить. Это, в свою очередь, еще более препятсвует нормальному дыханию, голосообразованию, движениям речевой мускулатуры, искажает и замедляет развитие высших корковых фукций гнозиса, праксиа имеющих непосредственное отношение к формирование речи. В связи со сказанным, развитие речи и интеллекта ребенка следует осуществлять в тесном единстве с занятиями лечебной физкультуре, направленными на развитие выпрямляющих рефлексов, а так же опорной, хватательной и манипулятивной деятельности рук. Педагог-дефектолог и логопед должны постоянно сопоставлять темпы моторного и речевого развития ребенка и следить, чтобы моторная нагрузка в речевой деятельности была адекватной. Анатомическая близость корковых зон иннервация речевых мышц и мышц рук (особенно кисти и большого пальца) и большая роль ручной доминантности в формировании полушарной доминантности вызывают необходимость развивать функциональные возможности правой руки.
Это будет способствовать функциональному и анатомическому созреванию корковых отделов двигательного анализатора и речи.
Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.
Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы – воспитание гармонично развитой личности. Основная задача – устранение у детей Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения ребёнка. Оно определяет выбор средств и приёмов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить её результативность и дать рекомендации после окончания.
Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.