Десять школьников расположили фигуру, обозначающую понятие "Я", вверху, показывая нормальную для умственно отсталых учащихся 5—6-х классов высокую самооценку. Из них две фигуры находятся посередине, семь — в правой верхней части. У одного испытуемого эта фигура помещена слева. Возможно, школьник частично осознает, что его высокая самооценка не вполне соответствует реальным успехам, и это приводит к состоянию эмоционального дискомфорта, который сглаживается посредством фантазий.
У восьми учащихся символ "Я" расположен внизу листа, что свидетельствует о низкой самооценке. На двух работах эта фигура посередине, на двух — слева, что говорит о наличии негативных эмоций, о возможности формирования псевдокомпенсаторных образований на почве чувства мало-ценности. У четырех испытуемых фигура помещена справа. Соответственно из восьми школьников, показавших низкую самооценку, 2 не испытывают в связи с этим никаких неприятных переживаний, а 4 даже вполне довольны. Считаем, что данный факт говорит о наличии некоего защитного механизма, затрудняющего возникновение у школьников с интеллектуальной недостаточностью отрицательных эмоций и предохраняющего их от воздействия всевозможных стрессов.
Расположение на листе фигур, обозначающих заданные понятия, в какой-то мере отражает склонность испытуемых к совершению позитивных или негативных поступков, их готовность к выполнению или нарушению норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе. Например, на 4 работах фигуры "Я" и "Зло" расположены рядом, а "Добро" помещено в другой части листа. В данном случае можно сделать вывод о некотором отклонении в направлении эмоциональной активности. Девять испытуемых, напротив, поместили рядом фигуры "Я" и "Добро". У семи учащихся все фигуры расположены в разных углах. На пяти работах "Добро" и "Зло" помещаются в непосредственной близости, а фигура "Я" удалена на значительном расстоянии.
Немаловажное значение при оценке результатов имеет также время и способ испытуемого. Чем дольше школьник думает над выбором фигуры и над ее размещением на листе, тем более значимой для него является данная проблема.
Рассмотрим примеры интерпретации некоторых работ.
Рис.1. Руслан К. (6 класс)
В данной работе использованы только большие круги — это говорит о значимости для Руслана всех трех понятий, а также о преобладании у него эмоционального начала. Мальчик имеет склонность к импульсивному пове дению, может принять решение, не задумываясь об особенностях ситуации о последствиях своего поступка. Для обозначения понятия "Я" Руслан вы брал красный круг, который, не думая поместил в средней верхней части листа. Это указывает на достаточно высокую самооценку, на выраженную склонность к ярким впечатлениям, на желание быть не просто "не хуже", но и "лучше других". "Добро" представлено белым кругом и помещено рядом с фигурой "Я" несколько правее. Следовательно, школьник осознает необходимость ориентации о своем поведении на позитивные эталоны. Поскольку верхняя часть листа — зона будущего, можно предположить, что личность мальчика развивается в правильном направлении. Черный круг, обозначающий "Зло", располагается в левом нижнем углу. Руслан хотел бы, чтобы все неприятные переживания остались в прошлом. Эта фигура удалена от символа "Я" не значительное расстояние и находится намного ниже, что отражает адекватное отношение данного учащегося к таким понятиям, как добро и зло. В данном случае следует развивать позитивное отношение к интеллектуальному началу. Необходимо преодолевать имеющуюся склонность к бездумным впечатлениям и на ее месте формировать какой-либо устойчивый социально-значимый интерес. Расположение фигуры "Я" показывает среднюю самооценку, однако фигура "Добро" находится несколько ниже. Соответственно, отношение Маши к себе следует рассматривать не как установку "хуже некоторых", а напротив — "не хуже многих".
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.