Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Учитывая проявления и механизмы аграмматической дислексии, логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:
- работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);
- формирование структуры предложений.
При этом следует отметить, что развитие морфологической системы языка проводится в тесной связи с усвоением структуры предложений, с развитием лексики, а также с формированием фонематического анализа и синтеза.
А. Формирование морфологической системы языка
В процессе формирования морфологической системы языка проводится прежде всего работа по дифференциации грамматических значений. Данная логопедическая работа идёт в следующей последовательности. Сначала из группы словоформ выделяется общее значение. Затем выделяется общая морфема, обозначающая это значение. Звучание этой морфемы соотносится с буквенным обозначением. Далее осуществляется закрепление правильного употребления морфемы в устной и письменной речи.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Формирование словоизменения существительных
Развитие словоизменения существительных проводится в следующем порядке:
- дифференциация именительного падежа единственного числа;
- закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж;
- предложно- падежные конструкции единственного числа;
- формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.
При определении последовательности в работе с предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее- предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 19). После изолированной отработки отдельных предлогов проводится дифференциация нескольких предлогов.
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:
Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов- ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребёнок должен показать соответствующую картинку; выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда: «Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) под книгу»; детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги. Логопед называет предлог. Дети закрывают карточку с соответствующей картинкой.
В работе можно использовать схемы предлогов(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 20).
Формирование словоизменения прилагательных
Словоизменение прилагательных отрабатывается в следующей последовательности:
- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
- согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа;
- согласование прилагательного и существительного во множественном числе.
Формирование словоизменения глаголов
Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану:
- согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;
- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья.- Осенью с деревьях опали листья); дополнение предложения с помощью предметной картинки; ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определённом падеже; выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций; называние цвета различных предметов.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.