Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:
Показать букву, если в слове есть соответствующий звук; разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой стороны сделать прочерк, логопед читает слова, если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если нет звука- крестик ставится под прочерком; повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву; выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву; подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.
Выделение первого и последнего звука из слова
а) Вычленение первого ударного гласного из слова
Рекомендуются следующие задания:
Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь и др; найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного; подобрать слова, которые начинаются на гласные А,О,У; отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные; к картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.
б) Вычленение первого согласного из слова
Примерные задания:
Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука; выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука; по сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука; вписать первую букву в схему слова под картинкой; отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
в) Определение конечного согласного в корне
Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, потом в слове. Используются те же виды заданий, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков.
г) Определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд- картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд- картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий- в конце слова; подобрать слова, в которых звук Л в начале слова; подобрать слова, в которых звук Л в конце слова; подобрать слова, в которых звук Л в середине слова; по сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.
Можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как умственного действия:
Первый этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.
Второй этап- формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Третий этап- формирование действий фонематического анализа в умственном плане.
Б. Формирование фонематического восприятия
(дифференциации фонем)
Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится по устранению фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, акустической дифференциации звуков речи.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.