У детей с ЗПР усвоение навыков чтения протекает своеобразно, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: учащиеся медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с определённым предметом, действием, признаком.
В связи с тем что контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что, безусловно, создаёт дополнительные трудности для фронтальной работы.
Психофизиологической основой затруднений являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, а также установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. К этому следует добавить низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, а также слабость самоконтроля. На формирование навыка чтения сказываются затруднения в понимании детьми прочитанного, которые тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. А недостатки техники чтения, в свою очередь, отрицательно влияют на понимание читаемых текстов.
Следовательно, работа над навыком чтения – это процесс совершенствования всех его компонентов.
Обычно дети указанной категории начинают обучение в школе, почти не зная букв, не умея читать, не владея элементарными фонематическими представлениями. Обучаясь в специальной школе, они по окончании букварного периода, как правило, усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги и слова, т.е. овладевают слоговым способом чтения. Однако на первоначальном этапе правильность чтения обычно страдает. Для детей представляет сложность дифференцировка некоторых букв, имеющих отдельные сходные элементы. Школьники недостаточно овладевают звуковой основой йотированных гласных, путают буквы Е,Ё,Ю,Я. Им трудно воспринимать мягкую согласную, мягкость которой обозначена буквами Е,Ё,Ю,Я. Наряду с этим встречаются в чтении детей и перестановки, и пропуски букв, а также целых слогов.
Количество ошибок значительно возрастает, когда встречаются слова со сложной слоговой структурой. Больше всего ошибок даёт чтение слогов со стечением согласных.
К концу 1 класса дети начинают читать простые тексты, как правило, целыми словами, но переходят на слоговое чтение, если встречаются слова из трёх-четырёх слогов или с более сложной слоговой структурой.
Во 2 классе целостное восприятие слов при чтении развивается, однако ученики по-прежнему прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, тем более незнакомых слов, непривычных оборотов речи. Они продолжают делать много ошибок. Второклассники ещё затрудняются в чтении слов, включающих слоги со стечением согласных. Наибольшее количество ошибок второклассников составляют смысловые замены, показывающие, что угадывающее чтение- наиболее характерная особенность чтения детей с ЗПР на этом этапе.
Заканчивая начальную школу в 4 классе дети с задержкой психического развития продолжают допускать много ошибок при чтении, хотя половину из них уже исправляют сами в процессе чтения. Зрительное восприятие у них становится более совершенным, умение понять прочитанное возрастает.
Затруднения в чтении учащихся 4 класса аналогичны тем, которые отмечаются во 2-3 классах: главным образом это смысловые замены. Наибольшее количество ошибок падает на многосложные или редко употребляемые слова, особенно если они содержат стечение согласных. В отдельных случаях даже на последнем году обучения учащиеся прибегают к слоговому чтению трудных многосложных слов. Слоговое чтение нередко возобновляется у них при чтении слов со знаком переноса на следующую строку. Расположение частей одного слова на противоположных сторонах страницы требует от детей с ЗПР дополнительного напряжения и внимания, тормозит процесс слияния частей слова в единое целое и осложняет понимание его смысла.
Важно отметить, что затруднения в чтении детей в процессе начального обучения постепенно преодолеваются, меняется характер ошибок и уменьшается их количество, однако достаточная правильность чтения на этом этапе пока учениками не достигается.
Таким образом, речь рассматриваемой категории детей весьма своеобразна. Поэтому, для специального обучения и воспитания учащихся с ЗПР специфична коррекционная направленность.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.