Одной из важнейших задач высших учебных заведений системы потребительской кооперации является научное сопровождение деятельности потребительских обществ, проведение актуальных исследований, направленных на повышение эффективности социально-экономической деятельности кооперации. Внутри потребительской кооперации взаимоотношения с вузами складывались по-разному. Еще не так давно был период, когда казалось, что вузы сами по себе, потребительская кооперация – сама по себе. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. На необходимость взаимодействия науки с практикой хозяйствования в кооперативных обществах постоянно указывается на всех научно-практических конференциях, начиная с 1999 года. Начиная с 1997 г. Центросоюз вырабатывает наступательную стратегию, которая проявляется во всех сферах, в том числе в экономике, социальной сфере, идеологии. Наука также не осталась в стороне. В 1997 г. создан Межвузовский ученый совет для координации работы творческих коллективов университетов. Вся последующая деятельность потребительской кооперации обеспечивается научным сопровождением. Профессорско-преподавательский состав вузов осуществляет непосредственную связь с потребительскими обществами, выявляя перспективные направления их деятельности, оказывая методическую и практическую помощь, проводя совместные научно-практические конференции, семинары-совещания, конкурсы «Лучший по профессии», организуя профориентационную работу в школах. Межвузовским ученым советом в 2002 году разработан перечень должностей руководителей и специалистов потребительской кооперации, рекомендуемых для замещения специалистами с высшим и средним профессиональны образованием, который направлен в кооперативные организации в помощь организаторам кадровой службы. Ранее направлялась методика определения потребности в специалистах. Центросоюзом распространен среди учебных заведений потребительской кооперации сборник «Кооперативное образование», где содержится информация о работе более 20-ти учебных заведений – призеров Всероссийского конкурса образовательных учреждений среднего профессионального образования за 2002 год. Учебными заведениями потребительской кооперации создана в учебных кабинетах модель кооперативного магазина ХХI века с учетом расширения социальной миссии потребительской кооперации. Особо хотелось бы остановиться на межвузовском сотрудничестве.[9] Одно из направлений – информационное. На совете ректоров была заключена договоренность о формировании единой информационной базы по наиболее актуальным проблемам потребительской кооперации. Следующее направление – методическое обеспечение (унификация учебных планов и программ). Важно использовать те положительные наработки, которые есть в каждом вузе, например, в Белгороде – система кредитования студентов; в Новосибирском университете – информационные системы; В ПКИ – учебный супермаркет со сканирующими устройствами. Перспективным направлением сотрудничества является культура, спорт, туризм. Так, в МУПКе активно работает студенческое потребительское общество, которое занимается торговлей. Интерне-кафе, общественным питанием, услугами по ксерокопированию, по фотопечати. В настоящее время пытаются наладить туристическое дело. Во многих странах: Великобритании, Израиле, Норвегии есть колледжи, готовящие кооперативные кадры, и чуть ли не половину доходов они получают на образовательных программах, совмещенных с туристическими. И еще одно направление сотрудничества – научное. На Совете ректоров было принято решение о создании международной академии кооперативного образования, которая будет базироваться в Московском университете, в настоящее время Российском университете кооперации. Мощный импульс к совершенствованию научной работы, повышению ее качества и внедрению в практическую деятельность дают совместно проводимые научно-практические конференции, собрания пайщиков, семинары. Интеллектуальный потенциал ученых был направлен на радикальное улучшение деятельности по реализации социальной миссии, расширению сферы услуг, востребованных сельскими жителями; на решение первоочередных проблем и интенсификацию взаимодействия с практическими организациями. Так, Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации сотрудничает с Саратовским, Самарским, Пензенским, Ульяновским и Оренбургским облпотребсоюзами, и, что важно отметить с момента проведения первой Всероссийской научно-практической конференции ученые и практики стали глубже понимать проблемы друг друга, а понимание проблем – это уже половина потенциального успеха, который подтверждается результатами социально-экономической деятельности. Во всех областях растет объем товарооборота, развиваются новые виды социальной деятельности, оптимизируется структура производства. Взаимодействие с облпотребсоюзами осуществляется на основе договоров сотрудничества и охватывает все направления образовательной и научной деятельности. Только Саратовским облпотребсоюзом заключены хозяйственные договоры на выполнение исследовательских работ и разработку научно-методической документации на сумму 217,7 тыс. руб. Профессорско-преподавательским составом разработана для потребсоюза и внедряется в потребительских обществах система программ по автоматизированной обработке статотчетности.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.