У ряда воспитателей накоплен педагогический опыт разработки системы образовательного процесса по эколого-нравственному воспитанию детей:
· Свиридова В.А.: «Формирование экологических представлений, их взаимосвязи и воспитание у детей бережного отношения к природе».
· Дорохова Л.Б.: «Воспитание у детей любви к природе, бережного отношения к ней в процессе организации труда на участке».
· Братко В.А.: «Формирование экологических представлений у детей о жизни животных и птиц в природе, организация наблюдений».
Система образовательных средств по экологическому воспитанию, разрабатываемая в учреждении более 16 лет с момента его открытия, обеспечивает ценность образовательного процесса и определенную результативность по реализации основных задач воспитания детей.
Важной частью характеристики образования в учреждении является состояния управления дошкольным образовательным учреждением. Управление нашего учреждения опирается на ряд принципов:
1. Приоритет развивающейся личности;
2. Гуманизация управления образованием;
3. Демократизация взаимодействия субъектов образования на основе партнерства, сотрудничества;
4. Связь теории с практикой;
5. Системность и систематичность.
Выделение принципа управления, направленного на учет специфики конкретной личности, связано с умением педагогов планировать и организовывать образовательный процесс, сориентированный на личностные особенности детей, которое обеспечит в целом инновационную деятельность педагогов, а в учреждении – управление инновационной деятельностью, требующее определенных знаний, умений для упорядочения этой деятельности.
Анализ состояния образования в учреждении позволил выявить следующие противоречия:
1. между социальным заказом на образованность выпускника ДОУ и содержанием образования, не в полной мере соответствующим решению задач социального заказа.
2. между социально обусловленной необходимостью реализации личностно-ориентированного образования и неготовностью педагогов к этой деятельности.
3. между необходимостью развития педагогического мастерства работников и недостаточной готовностью к этому через систему повышения квалификации педагогических работников.
4. между необходимостью системного подхода к осуществлению оздоровительной работы и неготовностью работников образования к реализации этой деятельности.
5. между актуализацией личностно-ориентированного образования и связанной с ней инновационной деятельностью и несориентированностью учреждения на управление этими процессами.
Из данных противоречий можно выделить проектируемые результаты:
1. Целевая программа развития профессиональной квалификации педагогических работников как выражение заказа на перспективу учреждения.
2. Создание учебно-методических комплексов, обеспечивающих личностную образованность воспитанников учреждения.
3. Система мер, направленных на разработку критериев оценки эффективности протекания образовательного процесса.
4. Система нормативных документов, регулирующих инновационную деятельность педагогических работников.
5. Система мер, обеспечивающих охрану здоровья детей.
6. Проект совершенствования материально-технической базы учреждения.
Реализация первого проекта осуществляется на научной основе. Нами были организованы курсы повышения квалификации воспитателей города на базе нашего ДОУ с привлечением профессорско-преподавательского состава дошкольного факультета МаГУ и Троицкого педагогического колледжа. На семинарских занятиях по проблеме: «Комплексный подход к развитию ребенка-дошкольника» были изучены следующие темы:
1. Характеристика современного образовательного процесса ДОУ.
2. Современные подходы к организации самостоятельной деятельности детей.
3. Планирование педагогической деятельности.
4. Предметно-развивающая среда.
5. Современные подходы к вопросам взаимодействия с семьей.
6. Организация коррекционной работы с детьми, и другие.
Нами планируется и в дальнейшем плодотворное сотрудничество с наукой.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.