Одна из важнейших научно-организационных задач в создании и развитии музея – разработка концепции музея образовательного учреждения. Концепция – одна из форм педагогического проектирования, документ, в котором описывается создание, развитие педагогического процесса; документ, посредством которого излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы. По словам С.И. Ожегова, концепция – это система взглядов на что-либо, основная мысль [10, 293]. Под концепцией музея образовательного учреждения следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус в музейной сети, назначение функций музея и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительские формы работы, общественно-полезную деятельность музея. Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности музея [15, 24].
Назначение концепции: изложение теории развития в конструктивной, прикладной форме. Задача концепции – определить цели, принципы и направления культурно-образовательной, просветительской, фондовой и исследовательской деятельности музея.
Идея создания концепции музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже возникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая его интеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7).
Создание концепции музея проходило через три этапа:
1. изучение теории вопроса и анализ деятельности музеев образовательных учреждений;
2. исследование системы взглядов на музей образовательного учреждения;
3. разработка путей реализации концепции.
При создании концепции мы опирались на работы известных музееведов и историков по данной теме. Ещё в начале 20 века немецкий теоретик-музеевед А. Лихтворк оформил идею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.
Немецкий педагог и музеевед Г. Кершенштейнер создал в своих трудах концепцию «педагогики музейной экспозиции», построенную по педагогическому принципу с учётом возможности её восприятия и в соответствии с задачами образования.
Г. Фройдентоль впервые предложил термин «музейная педагогика» и занялся разработкой проблемы взаимодействия музея и школы.
Теоретик и практик музейной педагогики – Н.В. Нагорский – стал автором идеи о том, что музей является институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.
Б.А. Столяров говорит о музейной коммуникации и роли объединения усилий музея и школы в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.
Е.Л. Галпина и М.Ю. Юхневич – сторонники идеи о школьном музее как открытой системе, элементами которой являются:
· музей – ядро (центр) музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;
· интеграция музея в учебно-воспитательный процесс;
· связь музея с местным сообществом.
Они же предложили идею о самовыражении музея в выборе жанра (как оптимального способа реализации самобытности).
В основу концепции музея Тотемского педагогического колледжа были положены следующие идеи:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.