Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы. Свежая информация конференц зал центр здесь.
Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.
Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):
· Воспитатели;
· Руководитель;
· Родители.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.
Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.
Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.
По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.
Отличительные особенности мониторинга:
· Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.
· Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.
· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.
В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:
1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;
3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;
4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;
5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:
· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;
· Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;
· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;
· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.
Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.
В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:
1. Непрерывность (постоянный сбор данных);
2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
3. Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);
4. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);
5. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).
В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.