Методы контроля широко используются в дистанционном обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул, или же с помощью указателя. Каждая программа обеспечивает высокую степень объективности контроля.
Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются, в первую очередь, словесные (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков) и практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
практический эксперимент;
метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
групповые обсуждения –дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций.
К примеру, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он должен получить всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий.
Выбор методов активного обучения (Таблица 1.1) зависит от различных факторов. Но, в первую очередь, он определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной их классификацией.
Таблица 1.1
Дидактические цели занятий |
Метод активного обучения |
Использование ИКТ |
Обобщение ранее изученного материала |
Групповая дискуссия, мозговой штурм |
Презентация |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала |
Мозговой штурм, деловая игра |
Просмотр видеоролика, работа с компьютерной программой |
Развитие способности к самообучению |
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
Презентация, просмотр видеоролика, работа с компьютерной программой |
Повышение учебной мотивации |
Деловая игра, ролевая игра |
Работа с компьютерной программой |
Отработка изучаемого материала |
Тренинги |
Работа с компьютерной программой; презентация; тестирование |
Применение знаний, умений и навыков |
Баскет – метод работа с компьютерной программой; |
Презентация |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала |
Групповая дискуссия |
Презентация, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписи |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся |
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
Работа с компьютерной программой. |
Обучение навыкам межличностного общения |
Ролевая игра |
Работа с компьютерной программой, презентация |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта |
Метод проектов |
Презентация, текстовой и графический редактор |
Развитие навыков работы в группе |
Метод проектов |
Работа с компьютерной программой, офисными программами |
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции |
Баскет-метод |
Программа «ИБИС» |
Развитие навыков принятия решений |
Анализ практических ситуаций, баскет-метод |
Просмотр видеороликов, работа с компьютерной программой |
Развитие навыков активного слушания |
Групповая дискуссия |
Прослушивание аудиозаписи, просмотр видеоролика |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.