Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков “чистого” закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы — это может быть расширение и углубление изучаемого материала, опережающая подготовка к изучению следующих тем и т.д. Такой “слоеный пирог” позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы “не спеша” усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для ума”, что делает уроки привлекательными для всех детей — и сильных, и слабых.
2.1.6. Отсроченный контроль знаний
Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль — по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя — вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.
Описанная технология обучения — деятельностный метод — разработана и реализована в курсе математики, но может, по нашему мнению, применяться при изучении любого предмета. Этот метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятелъностного подхода.
Главным отличием деятельностного метода от наглядного является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:
1) целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;
2) учебные действия детей — на этапе “открытия” нового знания;
3) действия самоконтроля и самооценки — на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же, в классе.
С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия и построение ориентировочной основы действия (ООД). “Открытие” нового знания детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с материальными или материализованными объектами. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи — дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают “про себя”, внутренняя речь (см. приложение 3). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие ребенка.
Новые цели образования требуют обновления содержания образования и поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и ситуации поиска знаний. Ученик в школе учится не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи, не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития, не только восприятию культуры, но и ее созданию.
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности учеников в деятельностном подходе является коллективный диалог. Именно через коллективный диалог осуществляется общение “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, при котором происходит усвоение учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может простраиваться в парах, в группах и в целом классе под руководством учителя. Таким образом, весь спектр организационных форм урока, разработанный сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.