Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.
Различают три степени заикания:
· Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться. В этом случае задержки легко преодолеваются.
· Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание.
· Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяются типы течения заикания:
· Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.
· Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.
· Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.
Весь лечебно-педагогический комплекс по
характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-педагогическую.
Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружеств венную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.
В комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания, помимо логопедов, принимают участие разные специалисты – невропатологи, психиатры, психотерапевты, терапевт, отоларинголог, инструктор по ЛФК, физиотерапевт, ритмист, муз. работник, педагог-воспитатель. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей. Роль логопеда как ведущего специалиста в процессе работы очень велика. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющим в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приёмами уничтожить и дополнить представлениях об особенностях заикания, способствовать эффективности логопедического воздействия.
Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации (истории болезни, амбулаторная карта, речевая карта…). Обязательной формой логопедической работы является консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребёнка. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребёнка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребёнка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда. В процессе занятий с ребёнком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед[6]:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.