При разработке кейса важно подобрать ситуационные задания педагогической или предметной направленности и обеспечить надежность и сопоставимость результатов измерения. Целесообразно предлагать не только подробное описание ситуаций, но и перечень вопросов к ним. Выполнение задания предполагает демонстрацию способов решения задачи. Это может быть защита проекта, проведение эксперимента, его анализ и др. Оценка выполнения задания носит количественный характер. Критерии оценивания:
• 0 баллов – студент не может сформулировать проблему, представленную в задании;
• 1 балл – студент формулирует поставленную проблему, сформирована база знаний, но слабо развиты внутри- и межпредметные связи, умения применять полученные знания, в результате чего допущены ошибки в решении;
• 2 балла – задание выполнено, студент применяет интегрированные знания для решения поставленной проблемы, но не сформированы компетенции, вследствие чего обучающийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи;
• 3 балла – задание выполнено как в теоретическом, так и в практическом плане, студент демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.
Можно выделить разные виды педагогических ситуаций, используемых в проверочных заданиях.
1. Ориентированные на выявление коммуникативных и методических компетенций.
Выяснилось, что ученик недобросовестно выполнил домашнее задание. После школы он остается один. Мать работает, отец в длительной командировке. Выберите способ педагогического воздействия. (Задание предполагает, с одной стороны, выбор необходимой методики воспитательного воздействия, а с другой – наличие умений использовать тот или иной метод, находить коммуникационные средства для его реализации.)
2. Имитирующие действия, приближенные к реальным [10].
Обоснуйте необходимость использования наглядных пособий на уроке по определенной теме (предлагается дидактическая цель урока).
Осознание педагогической задачи происходит в результате рассмотрения конкретной ситуации. При этом важную роль играют мотивация, педагогические умения и опыт.
Эффективным средством оценки компетентности является анализ портфолио студента, работу над которым следует начинать с I курса. В структуру портфолио могут входить:
– результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы (при этом указываются темы исследований, приводится краткое описание. При необходимости возможно приложение текста в печатном или в электронном варианте);
– результаты защиты научно-исследовательских работ (в портфолио могут быть представлены работы в реферативной форме или в виде отчета по эксперименту);
– результаты других видов деятельности: участие в выставках, конкурсах, техническое творчество и др. (при этом фиксируется перечень работ, название конкурсов и т.д.);
– результаты обучения на элективных курсах (обязательно делается запись о названии курса, его продолжительности);
– результаты практики (трудовая, педагогическая, производственная и др.);
– сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах (указывается вид мероприятия, тема, время проведения, название организации, проводившей данный форум, а также достигнутый студентом результат);
– спортивные и иные достижения.
На основе комплексной оценки, осуществленной с помощью рассмотренных средств измерения, можно сделать вывод о сформированности компетентности выпускников педагогического вуза. Решение данного вопроса поможет подготовить учителя, способного удовлетворить социальный заказ общества, и повысить качество образовательного процесса как в школе, так и в вузе.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.