Например, «Найди правила, по которым составлены ряды чисел:
а) 0,5; 0,05; 0,005; 0,0005; …;
б) 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; …;
в) 0,12; 2,14; 4,16; 6,18; ….
Запиши в каждом ряду еще три числа по тому же правилу».
3. Задания на формирование представления о соответствии: на соотнесение предметной, графической и символической моделей; на установление соответствия между символическими моделями.
Например, «Соедини с числом 5 те выражения, значения которых делятся на 5, если а делится на 5».
Эти учебные задания формулируются в основном на числовом материале, причем они усложняются и варьируются как по форме, так и по содержанию.
Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости посвящен решению текстовых задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости арифметическим способом. Среди таких задач выделяются задачи, в которых числовые данные находятся в некотором отношении, что предполагает ещё один способ решения, представляющий интерес с точки зрения функциональной пропедевтики [36, с.105].
Кроме того, придать функциональный характер текстовым задачам можно с помощью дополнительных вопросов, направленных на изменение данных задачи, условия, вопроса, на соотнесение условия с различными выражениями и равенствами. Эти приемы помогают учащимся представить величины, рассматриваемые в задаче в движении, изменении, что позволяет формировать у учащихся функциональный стиль мышления.
На программном содержании курса математики начальных классов используются также учебные задания следующих видов:
1) задания на соотнесение предметной модели с числовым выражением (равенством);
2) задания на установление соответствия между символическими моделями;
3) задания на конструирование графической модели по заданной графической модели;
4) задания на конструирование символической модели по заданной вербальной модели;
5) задания на выбор символической модели, соответствующей вербальной модели;
6) задания на конструирование числовых равенств по заданным условиям;
7) задания на установление соответствия между символической и графической моделью;
8) задания на выбор графической модели, соответствующей символической модели;
9) задания на преобразование на плоскости;
10) задания на конструирование графической модели, соответствующей символической модели и т.д. [20, с.110].
Приведем примеры заданий:
1. Задание на конструирование числовых равенств по заданным условиям:
Выбери два отношения, из которых можно составить верное равенство. Запиши это равенство:
1,5 : 2; 3 : 6; 4,5 : 8; 6 : 8; 15 : 10.
2. Задание на конструирование графической модели, соответствующей символической модели:
Проверь, будут ли величины х и у прямо пропорциональными при данных значениях:
х |
1 |
4 |
16 |
64 |
256 |
у |
0,6 |
2,4 |
9,6 |
38,4 |
153,6 |
Если возникнут трудности при выполнении задания, то:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.