С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, видеофильмы и компьютерные программы - это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий интерес у учащихся в силу того, что является представителем серии “что-то новенькое", несколько более непривычное, чем стоящий у доски учитель. Несмотря на всю привлекательность использования современных технологий, учащиеся остаются более или менее пассивными.
В то же время учителя, работающие по современным учебникам, включают детей в проектную деятельность.
Учебный образовательный проект - организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.
Проект - это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык - это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства метода проектов:
отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);
развитие навыков самообразования и самоконтроля;
развитие навыков групповой деятельности;
повышение информационной культуры - развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя - не в иностранном языке, так в рисовании;
повышение мотивации;
развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
интеграция различных предметов.
Недостатки метода проектов:
проблема субъективной оценки творческой работы;
переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;
психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”;
технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.
Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время так называемый компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:
умение работать с различными источниками информации;
умение работать в группе;
умение работать самостоятельно.
Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.