Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники , переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.).
Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.
Со второй половины 19 века значение Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).
Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
[1] Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М. , Учпедгиз , 1955.
[2] Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М .: Просвещение , 1991.
1 Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
[4] Константинов Н.А, Медынский Е. Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.-С. 31.
[5] Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.- С . 88.
[6] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.-С. 31 -33.
[7] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 2002.-С. 31 -33.
[8] Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение,1991.- С . 115 - 119
[9] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 2002.-С. 31 -33.
[10] Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз , 1955.
[11] Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М .: Просвещение , 1981.- С . 148 - 149.
[12] Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153
[13] Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109.
[14] Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.