Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу природосообразности. «Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни». «Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом.
Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями .» Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители.
Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания.
Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр ., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя».[10]
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский в “ Великой дидактике ” создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Кратко опишу основные характерные черты этой школы. «В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. «Далее Коменский приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками.
«Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем, и является основой метафизики.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.