Вот примерная форма плана работы руководителя на учебную четверть:
Задачи в работе с классом |
Содержание работы (по разделам) |
Сроки проведения |
Кто привлекается к подготовке и проведению |
Отметка о выполнении и анализ проведенной работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рекомендуется включать в план такие разделы: общественно-политическое воспитание, формирование сознательного отношения к учению, нравственное и правовое воспитание, трудовое воспитание и профориентация, эстетическое воспитание, укрепление здоровья учащихся, работа с родителями. Возможны и другие разделы и другая их последовательность. Ориентиром при этом может служить программа «Примерное содержание воспитания школьников», которая варьирует состав и последовательность разделов в зависимости от возраста учащихся. Полезно включить в план раздел «Социально-психологическое изучение учащихся». В этом разделе предусматривается наблюдение за учащимися в школе, вне ее, ознакомление с условиями жизни и воспитания в семье и др.
Структура плана
определяется основными видами его идейно- организаторской деятельности. В плане находят отражение общешкольные мероприятия, в которых участвует классный воспитательный коллектив, работа с самим классным и взаимодействующими коллективами. Основными разделами плана могут быть общешкольные мероприятия; работа с коллективом учащихся; работа с коллективом учителей; работа с коллективом родителей; работа с коллективом трудящихся базового предприятия. План составляется на четверть.
В разделе общешкольных мероприятий фиксируется время их проведения, степень и формы участия в них учащихся класса, намечаются ответственные. Раздел «Работа с первичным воспитательным коллективом» составляет центральное звено плана. В нем планируются классные часы, участие воспитателя в делах детского коллектива: общественно полезном труде, дежурстве, дискотеке, экскурсиях, праздничных вечерах и походах. Раздел «Работа с учителями, преподающими в классе» включает мероприятия по обмену взаимной информацией, по совместной выработке рекомендаций относительно совершенствования знаний, умений и навыков школьников, осуществления индивидуального подхода к ним в процессе обучения. Раздел «Работа с коллективом родителей планируется на основе устоявшихся апробированных форм взаимодействия. Среди них родительские собрания, индивидуальные доверительные беседы классного руководителя с родителями, встречи родителей с учителями-предметниками. Раздел «работа с коллективом базового предприятия» включает встречи руководителя с трудящимися, посвященные реформе школы, ее роли в стратегии ускорения, воспитательным возможностям трудовых коллективов; совместные мероприятия трудящихся и школьников, посвященные особенностям технологии современного производства, экономической реформе, трудовым традициям коллектива, новым формам организации труда, производственной и бытовой дисциплине.
Сложность и многообразность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема становится в педагогической науке.
Л.Н. Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же – сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.