Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Их результативность зависит прежде всего от взаимного желания сотрудничать, взаимного доверия, уважительности и взаимной требовательности. Стиль их отношений, как правило, определяет классный руководитель.
Приглашение ( а не вызов) родителей в школу и посещение их на дому осуществляются по предварительной договоренности. Классный руководитель информирует родителей об успехах ученика, акцентируя их внимание на положительном, говорит о трудностях и неудачах школьника, стараясь выяснить причины и мотивы ослабления в учебе, совместно определяют методы педагогической помощи. Встречи с родителями педагог использует для изучения семьи.
Классный руководитель акцентирует внимание родителей на их специфических задачах и методах воспитания. Так, в идейно-политическом воспитании родители влияют на сознание детей через правильные оценки событий общественной жизни и свой образ жизни. В умственном воспитании родители должны не повторять работу учителя, а создавать необходимые условия для выполнения домашних заданий, приучать их к разумному режиму, предупреждать неудачи, поощрять трудолюбие и настойчивость в учении, формировать ценностное отношение к творческому мышлению. Через совместный труд воспитывать у детей привычку к труду, бережливость и расчетливость. Нравственность ребенка формируется прежде всего характером внутрисемейных отношений. Есть свои особенности и в правовом, половом, эстетическом и физическом воспитании.
Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обстановки, а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность классных руководителей – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы:
- особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников);
- взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться;
- санитарно-гигиенический режим школьника в семье;
- акселерация и ее влияние на воспитание учащихся;
- организация досуга детей в семье и т.д.
Классный руководитель заботиться о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических знаний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному воспитанию
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участи в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техническому творчеству.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.