• Главная
  • Список страниц
  • Поиск по сайту

logo


  • Главная
  • Работа с молодежью
  • Преодоление заикания
  • Классный руководитель
  • Материалы
facebook
linkedin
twitter
vimeo


Классификации умений, формируемых в обучении истории

Я очень надеюсь, что методика осмысленного чтения, во-первых, возродит утраченный интерес молодёжи к самостоятельному чтению; во-вторых, сформирует мировоззренчески важные умения выявлять смыслы вначале прочитанных текстов, затем – самых различных жизненных ситуаций. В-третьих, эта методика внесёт свою лепту в формирование очень нужных и очень сложных аналитических умений, без которых образование не может быть подлинно фундаментальным и качественным; без которых человек просто теряется в любой неординарной жизненной ситуации и не умеет в точке бифуркации самостоятельно осуществлять выбор решения о своём дальнейшем поведении.

Пока у учителей начальной школы родился опыт использования методики осмысленного чтения на увлекательных для детей 3–4 классов текстах научно-популярного содержания. Теперь учителя корректируют освоенную методику под тексты различного содержания, а также для опробования методики в процессе обучения детей второго (возможно, и первого) класса.

В средних и старших классах формы и методы формирование умений самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся отрабатывают учителя всех образовательных областей.

Елена Алексеевна Старкова, начиная с 6 класса, на уроках истории приучает детей работать с первоисточниками, самостоятельно сопоставлять факты, порою взаимно исключающие друг друга, принимать осмысленные и аргументированные выводы. К 11-му классу у юношей и девушек уже появляются метапредметные умения и навыки анализировать и осмыслять факты и явления политического и мировоззренческого характера. Мне представилась возможность наблюдать самостоятельную деятельность одиннадцатиклассников, сопоставлявших несколько официальных (советскую и постсоветские) версий политической ситуации в Европе в канун Великой Отечественной войны и версию В. Суворова (книга «Ледокол»). Меня приятно поразило умение юношества выявлять взаимоисключающие утверждения, выискивать недостающие для суждений факты, подвергать их тщательному анализу, выявлять причинно-следственные связи, а затем аргументировано излагать их, возражая своим ранее выступившим товарищам. При такой организации обучения ученики не просто усваивают и запоминают определённые знания – в их сознании происходит процесс интериоризации знаний и способов их самостоятельного получения; возникает психическое новообразование – сплав знаний, методов их получения и личностных убеждений. На мой взгляд, Елена Алексеевна интуитивно использует средовой подход в образовании [3], интеллектуально обогащая среду жизнедеятельности молодых людей на уроке и превращая учебный материал в событие, личностно значимое и личностно переживаемое каждым, в событие, становящееся для каждого со-бытием.

Перспективными мне представляются технологии проектов. Лариса Арсеновна Зеленская и Любовь Александровна Калинина используют технологии проектов и для формирования устойчивого интереса соответственно к физике и к химии; а также для формирования умений самостоятельно добывать необходимые и недостающие знания, сопоставлять взгляды разных учёных, собирать, отбирать и структурировать научную информацию, осмыслять её и преподносить одноклассникам или младшим; дискутировать по теме. Лариса Арсеновна накопила опыт компьютерных презентаций научных сообщений восьмиклассников на темы: «История создания паровых машин»; «Шаровая молния – что это?»; десятиклассников – компьютерные презентации научных докладов: «Каким законам подчиняется наш мир?»; «Какова природа вещей» и т.д.

Не имея возможности сформулировать в одной статье все возникшие идеи рождающегося в гимназии опыта, попытаюсь сформулировать некоторые выводы.

За прошедший год не менее 20 учителей овладели современными технологиями формирования у гимназистов разного возраста умений самостоятельной интеллектуальной деятельности. У них появился первый собственный опыт, которым они делятся с коллегами (в том числе и с коллегами других ОУ района и города). Некоторые педагоги выступят на «круглых столах» нашей НПК.

Параллельно отрабатываются технологии формирования умений самостоятельной интеллектуальной деятельности в процессе уроков, в различных формах внеурочной деятельности и в процессе специальных занятий для «продвинутых» детей (факультативы).

Важным результатом считаем появившийся опыт этой работы с учащимися, начиная с 3 класса.

В начальной школе появился опыт вовлечения родителей в совместную деятельность по формированию указанных умений у детей. Учителя разрабатывают письменные рекомендации родителям для их участия в совместной с учителями и детьми работе в качестве субъектов.

У отдельных учителей есть уже серьёзные успехи по формированию у учащихся умений самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

О сайте

Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.

Навигация

  • Главная
  • Кооперативное образование России
  • Работа с одаренной молодежью
  • Преодоление заикания
  • Классный руководитель
  • Классификация методов обучения
  • Каллиграфия
  • Материалы

История развития педагогики

  • Зарождение систем воспитания
  • Развитие педагогических систем зарубежом
  • Становление и развитие педагогики в России

Концентрированное обучение

  • Модели, предшествующие концентрированному обучению
  • Параллельная система обучения
  • Интегрированные уроки

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edufact.ru